ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 8(2017)
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Шулаева Л.Д., Теницкая М.С.
«Человек стал человеком только тогда,
когда увидел красоту вечерней зари
и облачков, плывущих в голубом небе,
услышал пение соловья и пережил
восхищение красотой пространства.
С тех пор мысль и красота идут рядом,
вознося и возвеличивая человека,
но это облагораживание требует больших
воспитательных возможностей».
(В.А. Сухомлинский)
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а, может быть, и катастрофа нависла над человечеством, и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех дома – Земли.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования возможностей, начало становления личности.
Именно в этот период закладывается основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:
– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание),
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие),
– развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее);
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защиты природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть – сознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Критериями сформированности осознанного активного гуманного отношения к природе являются следующие:
– понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом знании для человека;
– освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;
– проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего постулата. Главное, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны между собой, поэтому забота о природе есть забота о человеке, о его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для все нас дом, безнравственны.
Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? К возрастным особенностям дошкольников относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание и сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь любого другого существа изнутри» (В.А. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания и сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выраженное в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.), а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями сопереживать и сочувствовать, постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдания и боль всему живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным поступкам.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
– представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;
– понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
– осознание того, что все живые существа на Земле объединены друг с другом сложной системой связи (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть – биологическое равновесие), и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать дошкольников в посильную для их возраста практическую деятельность: создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А сознание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок и др.) способствуют дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Но не одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется также и при формировании у детей сознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты. Вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту природы, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают: то, что вредно, то некрасиво). Главное – всегда помнить: прежде, чем научить детей видеть красоту и помнить суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
|