ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 8(2017)
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ
урок развития речи для 1 класса
Водолазская Марина Николаевна – учитель-логопед ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» г. Зерноград Ростовской обл. 1-я квалификационная категория.
Цели:
– систематизировать знания детей о жизни диких животных;
– уточнить грамматическое понятие слов, обозначающих предметы, признаки, действия.
– учить составлять словосочетания, предложения, связный рассказ.
– развивать связную речь, память, внимание, мышление, обогащать словарь по теме: «дикие животные зимой».
– воспитывать усидчивость, активность, самостоятельность, интерес к уроку, любовь к природе, бережное отношение к животным.
Оборудование: картинки диких животных, компьютер, демонстрационный материал, презентация.
Х О Д У Р О К А
- < >
Введение в тему
У ч и т е л ь. Скажите, ребята, какое сейчас время года? (Зима). Посмотрите, какая красивая снежинка залетела к нам в класс. Я передаю снежинку вам. Тот, у кого она окажется в руках, должен сказать слово о зиме и передать следующему. (Дети произносят слова: мороз, снег, лед, иней, метель, лыжи, санки, сугробы, вьюга, гололед). Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда, об этом вы скажите сами, прослушав стихотворение.
Зимний лес – это сказочный сон.
В нем волшебностью веет повсюду.
Тишиной очарует вас он.
Серебро вдруг подарит, как другу.
– Так куда мы отправимся в путешествие? (В зимний лес).
– Почему в зимний лес? (Потому что сейчас стоит зима).
– Посмотрите, какой красивый, зимний лес. (Слайд). Все покрыто снегом, словно пушистым ковром. Тихо-тихо в лесу.
– Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости из зимнего леса? Это Старичок-Лесовичок. Он нес нам картинки, но по дороге их рассыпал. Придется ему помочь. Возьмите конверты и, работая в парах, помогите Старичку-Лесовичку собрать картинки. (Дети выполняют задание).
– Назовите, кто у вас на картинках получился. (Дети дают ответы: белка, заяц, волк, лиса, медведь, еж). Верно, ребята. Как назвать их всех одним словом: кто это? (Животные).
– Какие это животные? (Дикие).
– Почему? (Потому что они живут в лесу).
-
Сообщение темы
– Ребята, так о ком мы будем говорить на уроке? (О диких животных). Тема сегодняшнего урока: «Дикие животные зимой». (Запись темы на доске).
-
Работа по теме урока
-
Голоса диких животных
– А сейчас я предлагаю послушать голоса диких животных и помочь Старичку-Лесовичку определить: чей голос звучит? Каждая пара должна определить голос своего животного.
Прослушивание голосов (в записи).
– Какое задание вы выполняли?
– Молодцы! Теперь ни Старичок-Лесовичок, ни вы никогда не перепутаете голоса диких животных.
-
Составление словосочетаний
– Назовите всех животных, четко проговаривая. (Показ слайдов. Дети хором произносят: это белка, это заяц и т.д.).
– Что вы можете сказать о белке? Какая она? (Шустрая, быстрая, пушистая).
– Заяц какой? (Белый, трусливый).
– Волк какой? (Серый, голодный).
– Лиса какая? (Рыжая, хитрая).
– Медведь какой? (Большой, косолапый, бурый).
– Еж какой? (Маленький, колючий).
– О ком мы сейчас рассказывали? (О животных).
– О каких животных? (О диких).
– Верно, ребята! Вы рассказывали о каждом животном, какие они бывают.
-
Игра: «Расселим по домикам»
– Дети, Старичок-Лесовичок нуждается в вашей помощи и просит вас расселить животных по их домикам. Кто где живет?
– Что изображено? (Дупло).
– Кто живет в дупле? (Белка).
(Дети выходят к доске, дают ответы: Белка живет в дупле. Волк живет в логове. т.д.)
– У нас осталась одна картинка, на которой изображен куст. Так у кого же домик может здесь располагаться? (У зайца).
– Молодцы! Что мы сейчас помогали сделать Старичку-Лесовичку? (Расселить животных по домикам).
– Вы хорошо потрудились. Теперь Старичок-Лесовичок предлагает вам отдохнуть.
- < >
Кто чем питается?
– Ребята, как вы считаете, трудно ли диким животным зимой? (Трудно).
– Почему? (Холодно, мало корма, негде спрятаться).
– Верно. Зимой приходится трудно диким животным: очень мало корма, холодно, негде спрятаться…
– Давайте поможем Старичку-Лесовичку определить, чем питаются дикие животные.
– У каждого из вас на столе имеются картинки диких животных и картинки с изображением пищи. (Одновременно идет показ слайда).
– Каких животных нет? Почему?
– Определите, кто из животных чем питается. Соедините линией животных и их пищу.
– Поднимите руку те ученики, которые выполнили все правильно.
– Молодцы!
– У кого не так, исправьте.
– Составьте предложения, используя ранее сказанные слова о животных. Например, «Шустрая белка грызет орешки». (Дети составляют предложения).
– Что мы помогали делать Старичку-Лесовичку?
-
Составление рассказа по опорам
– Мы сегодня много узнали о лесных животных. Старичок-Лесовичок просит нас рассказывать о них. Сейчас мы составим небольшой рассказ о тех животных, о которых мы говорили. Вот вам «подсказка» – опорная схема.
Возможный вариант ответа: «Наступила холодная зима. Шустрая белка живет в дупле. Голодный волк и рыжая лиса рыщут по лесу. Медведь и еж зимой спят. Белый заяц прячется под кустами. Трудно диким животным зимой».
- < >
Самооценка (слайд – картина зимнего леса)
– Если вы активно работали – снежинка высоко.
– Если вы работали не в полную силу – ниже.
– Если вам нужно еще поработать – совсем низко.
|