ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 9(2018)
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ
Копина М.Н.
Введение
Дошкольное образование в нашей стране имеет статус первого уровня общего образования, о чем говорится в Федеральном законе «Об образовании в РФ». Это означает, что все экспериментальные программы, разрабатываемые в среде дошкольного образования, регулируются определенным разделом Федерального Государственного общеобразовательного стандарта (далее – ФГОС) и должны соответствовать его требованиям, одно из которых – «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями…».
Целью данного исследования является изучение и отработка на практике отдельных методов развития опытно-экспериментальной деятельности дошкольников, оценка их значимости и эффективности.
Объект исследования – отдельные методики образовательной деятельности дошкольников.
Предмет исследования – влияние выбранных методик опытно-экспериментальной деятельности педагога на когнитивные, социально-бытовые, коммуникативные, творческие и трудовые навыки дошкольника.
Определение понятий «опыт», «детское экспериментирование», «исследовательская деятельность», «исследовательская инициативность»
Существует несколько определений термина «опыт», однако наиболее близким данной теме является понимание опыта как «отражения в человеческом сознании законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате активного практического познания» (1), так как рассматривается в неразрывной связи с познавательной деятельностью.
Появлению термина «детское экспериментирование» способствовала теория развития детского мышления, разработанная швейцарским психологом и философом Ж. Пиаже, который выделил 3 стадии развития интеллекта ребенка и доказал взаимосвязь между экспериментированием ребенка и получаемыми им реальными представлениями о различных свойствах изучаемого объекта и его взаимосвязи с другими объектами (2). Другими словами, речь идет о получении опыта. Позже, в 90-е гг. ХХ века академик Н.Н. Поддьяков назвал экспериментирование ведущим видом деятельности ребенка и даже определил его как «истинно детскую деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам» (3).
Детское экспериментирование по А.Н. Поддьякову – это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты.
Поддьяков пришел к выводу, что познавательная деятельность ребенка «невозможна без активного, открытого отношения к миру и изобретения совершенно новых познавательных стратегий». Он вывел термин «исследовательская инициативность» («творческая направленность на познание реальности путем практического взаимодействия с ней, на самостоятельную постановку разнообразных исследовательских целей и изобретение новых способов их достижения»), в основе которой, по его мнению, лежит потребность в новых впечатлениях и знаниях, а также результатах деятельности. (5).
Специфика проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста
Обладая малым количеством знаний и опыта (сравнительно с взрослым человеком), ежеминутно наблюдая новые для него явления, дошкольник делает собственные выводы и умозаключения. Цель педагога в данной ситуации – заострить внимание ребенка на том или ином объекте (явление), вызвать его интерес и активность.
Особенностью опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего и старшего дошкольных возрастов является поэтапный (пошаговый) характер приобретения опыта (6).
На первом этапе педагог ставит проблему, намечая основные пути ее решения, после чего предоставляет возможность убедиться, что имеющихся у него знаний, умений, навыков недостаточно для достижения результата. Взрослый сознательно подчеркивает наличие противоречий, подталкивает к построению логической цепочки рассуждения. Такой подход стимулирует настойчивость достижения результата, стремление к накоплению знаний.
На втором этапе, когда ребенок обладает нужным количеством базовых знаний, он уже самостоятельно ищет пути решения проблемы, получая все больше и больше самостоятельности (от коллективного поиска к индивидуальному).
Такой подход соответствует позиции Н.Н. Поддьякова, по мнению которого, «в деятельности экспериментирования ребенок выступает как свободный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения» (5).
Развитие когнитивных навыков ребенка через опытно-экспериментальную деятельность (на примере занятия «Удивительные камни»)
Влияние опытно-экспериментальной деятельности на когнитивные навыки ребенка (речь, память, интеллект) проявляет себя на практике.
В качестве примера возьмем комбинированное занятие по экспериментальной исследовательской деятельности, проведенное со старшей группой ДОУ, состоящей из 20 детей в возрасте 5-6 лет. Целью занятия – формирование, расширение и закрепление в памяти детей знаний о свойствах камней.
Материалом для работы послужила коллекция минералов и полудрагоценных камней, а также брошюры, иллюстрации и макеты.
Предварительно была проведена работа по общему ознакомлению детей с данной тематикой: чтение сказок, наблюдения за объектами в природных условиях (на прогулке) и игра «Гора и камешки».
В ходе занятия дети воспроизвели наблюдения, сделанные ими во время прогулки, и проявили больший интерес к рассказу педагога о тех свойствах камней, которые тогда были обнаружены. Практически все дошкольники (15 человек) задавали волнующие их вопросы и строили собственные догадки. При этом на прогулке заинтересованность проявили лишь несколько человек.
Таким образом, поставленная на предыдущем занятии задача получила коллективное решение. При этом в своем познании дети сначала ориентировались на собственные наблюдения, а позже – на полученные от педагога знания и факты.
Большую роль в данном процессе сыграло чтение книг П.П. Бажова, в которых упоминался изучаемый объект: «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце» (воздействие на эмоциональную память ребенка). На последующих занятиях более 80% детей помнили и могли назвать некоторые камни (малахит, пемза).
В процессе занятия каждому ребенку был дан камень, свойства которого предлагалось изучить ему самому (воздействие на образную память):
– гладкий или шероховатый на ощупь;
– тяжелый или легкий по весу (тонет ли в воде);
– больше или меньше других известных им предметов;
– громкий или тихий, твердый или мягкий (как реагирует камень на столкновение с другими предметами, трение);
– может ли менять цвет.
Наблюдение за «поведением» камней, исследование их свойств помогла ребятам не только выявить причинно-следственные связи («если камень мокрый, он ярче», «если камень твердый, то он прочный»), но и выучить новые понятия, расширить словарный запас.
Ответы на вопросы необходимо было давать в развернутом виде. Этот метод основан на использовании словесно-логической памяти, однако может составлять сложность при работе с детьми, которые имеют проблемы с коммуникацией. Здесь на помощь должен прийти педагог, создающий комфортные условия для взаимодействия (отсутствие давления, поощрение, стимулирование личным примером, подсказки при формулировании).
В заключительной части занятия детям было предложено слепить кольцо, в которое предлагалось поместить экспериментальный камень (воздействие на тактильную память)
Таким образом, в процессе занятия дошкольники тренировали различные виды памяти (образную, словесно-логическую, тактильную, эмоциональную), навыки коммуникации (утверждение, обоснование позиции, построение фраз, использование новых слов) и интеллект (постановка вопросов, самостоятельный и коллективный пути решения задачи). Показательно, что на последующих занятиях подобного типа ребята гораздо быстрее справлялись с поставленными задачами, что говорит об улучшении (оттачивании) полученных когнитивных навыков.
Формирование социально-бытовых и трудовых навыков с помощью опытно-экспериментальной деятельности (на примере занятия «Добрые помощники»)
Опытно-экспериментальная деятельность оказывает влияние также на формирование социально-бытовых навыков
В качестве примера возьмем занятие «Добрые помощники» (8) для детей с нарушенными образовательными потребностями. В числе поставленных педагогом задач было закрепление умения сервировать стол для чаепития, мыть посуду, пришивать пуговицы.
Материалом для работы послужили игрушечная посуда, пластмассовые пуговицы в натуральную величину, куклы, а также нарезанные продукты (колбаса, хлеб, сыр).
В ходе занятия дети пробовали себя в роли хозяев, угощающих гостей. Формирование навыков происходило благодаря моделированию ситуации, в которой ребенок чувствует личную заинтересованность в результате, а также проявляет эмпатию (сопереживание чувствам и эмоциям других). Положение «хозяина» (отсутствие руководителя) ориентирует ребенка на самостоятельность, независимость в бытовом плане. Также большую роль играют зрительный и тактильный контроль (помощь ребенку, совместное выполнение трудных задач), поощрение и оценка успеха.
Отработка навыков путем опытно-экспериментальной деятельности, как и в предыдущем примере (занятие «Удивительные камни»), воздействует на различные виды памяти, формируя устойчивые навыки.
На последующих занятиях и при моделировании схожих ситуаций в ДОУ большинство детей показывало прогресс, хоть и менее явный, чем у детей отсутствием трудностей в образовательном процессе.
Развитие творческих способностей с помощью опытно-экспериментальной деятельности (на примере занятия «Путешествие в страну красок»)
Рассмотрим комбинированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в страну красок» (9). Его целью, в числе прочего, является формирование и развитие у детей творческих способностей путем создания всевозможных комбинаций оттенков и узоров.
Материалом для работы послужили цветы из цветного картона, гуашь трех основных цветов (красный, синий, желтый), кисти для рисования, вода, а также наглядные материалы (иллюстрации).
В ходе занятия дети учились определять цвета красок, проводя параллели с другими предметами того же цвета (метод сравнения) и пробовали смешивать краски, получая всевозможные оттенки и давая им название. Для закрепления материала использовались также эмоциональные и образные ассоциации (одушевление предметов: «у Красной краски спели сочные яблоки и томаты», составление стихов и песен с объектом изучения и др.), тактильная память.
В заключительной части урока дошкольникам было предложено поэкспериментировать с красками и попробовать создать свой собственный цвет и узор. Обладая базовыми знаниями цветов, дети не всегда могли подобрать названия полученным оттенкам, что вызывало у них еще больший интерес. Данное явление подтверждает взаимосвязь заинтересованности ребенка в познании и новизны исследуемых им объектов, а также может говорить о его склонности к созданию качественно нового, или, другими словами, – к творчеству.
Заключение. Проведенное исследование привело к следующим выводам:
-
Познавательная деятельность ребенка неразрывно связана с получением существенно нового опыта, впечатления.
-
Опытно-экспериментальная деятельность способствует формированию и развитию различных видов памяти, речевой активности, интеллекта (построения причинно-следственных связей, выводов, параллелей, обобщению и систематизации).
-
Опытно-экспериментальная деятельность играет важную роль в закреплении социально-бытовых навыков даже в отношении детей, испытывающих затруднения в данной области.
-
Взаимосвязь между новизной как одним из движущих факторов в формировании познавательной потребности и экспериментальной деятельностью обуславливает влияние опытно-экспериментальной деятельности на развитие творческой способности дошкольников.
-
Методы опытно-экспериментальной деятельности эффективны только в том случае, когда педагог проявляет максимум внимания к ребенку, стимулируя его интерес и поддерживая на каждом этапе экспериментирования.
|