ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 9(2018)
ЮБКА ДЛЯ БАРЫШНИ (ПО МОТИВАМ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ)
НОД в области художественно-эстетического развития
с детьми старшего дошкольного возраста
Лунина С.А.
Программные задачи:
– формировать эстетическое восприятие, чувство цвета и композиции;
– расширять знания о дымковских игрушках;
– закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (полоски, сетка, кольцо, точки, кружочки);
– закрепить приемы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти;
– поощрять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству.
Материалы: картинки с изображениями Дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; глиняные Дымковские игрушки; заготовки в виде открытки с барышней и вырубкой под юбку (сюрпризный момент).
Оборудование: краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка, чистый лист бумаги на каждого ребенка.
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя о Дымковской игрушке, о значении узоров в росписи. Рассматривание альбомов и картинок с дымковскими игрушками.
Лепка из глины дымковских игрушек, раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.
Х О Д З А Н Я Т И Я
Воспитатель приглашает детей в Уголок Народного творчества.
Предварительно воспитатель украшает уголок картинками с изображением
Дымковских игрушек и расставляет глиняные игрушки.
Дети рассматривают Дымковскую галерею.
Вспоминают, как называется эта роспись (Дымковская).
В о с п и т а т е л ь. Почему эти игрушки имеют такое название?
Д е т и. Потому что они впервые они появились в селе под названием Дымково.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, а какое настроение вызывают у вас эти игрушки?
Д е т и. Хорошее, веселое!
В о с п и т а т е л ь. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета больше в этих игрушках?
Д е т и. белого цвета больше!
В о с п и т а т е л ь. Правильно! А какие цвета еще есть?
Дети называют цвета, которые видят в росписи.
Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие
элементов в росписи одежды.
В о с п и т а т е л ь. Посмотрите внимательно на картинки и глиняные игрушки, назовите какие узоры используют в Дымковской росписи?
Д е т и. Полоски, клетка, точки, волнистые линии, круги.
Воспитатель приглашает детей сесть за столы.
На столах у каждого ребенка лежат: белый лист бумаги, кисть,
краски гуашь, салфетка и баночка с водой.
В о с п и т а т е л ь. А кто-нибудь из вас помнит, что обозначают узоры в Дымковской росписи, которые вы только что называли?
Дети вспоминают и называют обозначения узоров:
волнистые линии обозначают воду, круги символизируют солнце,
а маленькие кружочки – семена.
В о с п и т а т е л ь. Какие вы молодцы, все правильно сказали! Ребята, а вам нравятся Дымковские игрушки?
Д е т и. Да!
В о с п и т а т е л ь. Тогда я предлагаю каждому из вас почувствовать себя мастером по росписи Дымковской игрушки. Давайте попробуем нарисовать узор. Но перед тем, как вы начнете рисовать, я предлагаю немножко поиграть.
Дети выходят из-за столов, и воспитатель проводит физкультминутку.
Физкультминутка
ТЕКСТ ДЕЙСТВИЯ
Я открою свой альбом. Широко разводят руки.
Сколько же рисунков в нем!
Это зайка. Дети прыгают.
Это гном Дети присаживаются.
Это мой красивый дом. Ставят руки треугольником над головой.
Вот в альбоме самолет Руки в стороны.
Отправляется в полет. Круговые движения руками «моторчик»
Я закрою свой альбом, Хлопают руками.
Посмотрю его потом.
Дети садятся на свои места.
На доске висят образцы дымковских узоров.
В о с п и т а т е л ь. Дети, я предлагаю вам выбрать узор, который вы будете рисовать.
Перед тем, как дети начнут рисовать, воспитатель с детьми проговаривают все рабочие моменты: какой цвет будут использовать в работе, какие узоры будут рисовать и с каких элементов нужно начинать рисовать выбранный узор,
как правильно держать кисточку и т.д.
Далее следует самостоятельная работа детей.
Воспитатель контролирует процесс выполнения детьми работы,
оказывает помощь при необходимости.
После того, как работы все выполнены, дается время на их просушку.
В о с п и т а т е л ь. Какие красивые узоры у вас получились! Молодцы! А хотите еще сами нарядить Дымковскую барышню?
Д е т и. Хотим!
Воспитатель раздает детям заготовки в виде открытки с изображением Дымковской барышни (с проделанной в них вырубкой под юбку).
Дети рассматривают открытку.
В о с п и т а т е л ь. Видите, открытка сделана в виде барышни. Но одной детали в ней недостает. Ребята, подумайте и скажите, а чего не хватает у Дымковской барышни на этой открытке?
Д е т и. У барышни нет юбочки!
В о с п и т а т е л ь. Правильно! Наша барышня без юбочки, давайте подарим ей юбочку! Смотрите, как это надо сделать.
Воспитатель демонстрирует выполнение работы: открывает образец открытки и вставляет внутрь листок с нарисованным узором. После чего закрывает открытку и показывает ребятам, что получилось.
В о с п и т а т е л ь. Смотрите, какая замечательная юбочка у нашей барышни получилась! Вам было понятно, как надо сделать юбочку у Дымковской барышни?
Д е т и. Да, понятно?
В о с п и т а т е л ь. Тогда теперь сами сделайте такую юбочку – каждый для своей барышни.
Дети проделывают аналогичную работу и показывают друг другу и воспитателю.
В о с п и т а т е л ь. Дымковская барышня готова.
Дети рассматривают работы друг друга и делятся впечатлениями
В о с п и т а т е л ь. А из ваших работ мы сделаем настоящую выставку.
Оформляется выставка детских работ.
Дети и воспитатель любуются работами,
воспитатель хвалит детей за старание и умение.
|