ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 9(2018)
СКАЗОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С А.С. ПУШКИНЫМ
НОД с детьми подготовительной группы
с использованием приемов мнемотехники
Пузикова Н.В.
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Использование современных образовательных технологий: здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированная
(коммуникативная), ИТК-технологии, технология творческого развития ребенка.
Интеграция видов детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы.
Цель: углубить и расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина.
Задачи:
Образовательные:
– развивать интерес к сказкам А.С. Пушкина, подвести детей к их пониманию;
– развивать индивидуальные способности детей к творческой речевой деятельности.
– совершенствовать умение счета, учить ориентироваться в пространстве – определять
расположение предметов относительно друг друга (внизу, вверху, посередине, между и т.д.)
Развивающие:
– развитие психических процессов: слуховое и зрительное внимание, память, логическое
мышление, мелкую моторику.
– развивать интерактивные качества личности: любознательность, активность,
сопереживание, способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова: между, рядом, посередине, геометрические фигуры (цилиндр, конус), няня, перо, чернила, прялка, пряли, полотно, ткачиха, очи, чародей, корыто, землянка, изба, терем, тина, столбовая дворянка, владычица морская, базар, тятя, оброк.
Предварительная работа:
1. Чтение сказок А.С. Пушкина;
2. Рассматривание иллюстраций сказок, мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина, показ презентации «Творчество А.С. Пушкина»;
3. Игра-инсценировка сценки «Три девицы под окном»;
4. Дидактическая игра «Из какой мы сказки?»;
5. Художественное творчество: рисование, аппликация, лепка.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, сюрпризный момент (свеча, подсвечник, лейка), упражнение «открытка+слово», чудесный мешочек, игра «Мы поэты», чистые листы для мнемотаблицы, карандаши, блокноты для подарков детям.
Х О Д Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И
В о с п и т а т е л ь. Ребята, я приглашаю вас на прогулку в один из красивейших садов нашего города – Летний сад. Мы входим с вами в красивые ажурные ворота и идем по аллеям сада. Под ногами у нас похрустывают камешки, песок, слышим, как шумят листья и поют птицы. (Шумовое упражнение за ширмой).
Д е т и. Видим красивые мраморные статуи, плавающих лебедей в пруду, слышим плеск и шум воды. (За ширмой шум воды).
В о с п и т а т е л ь. Идем с вами по аллее дальше и видим огромное старое дерево. Ребята, как вы думаете какой у него ствол наощупь? (Шершавый, теплый, бугристый). Ребята, вдруг потемнело, налетела туча, которая закрыла все небо, стало темно, холодно, пошел сильный дождь, он капает нам на лицо, попадает в рот, и вся одежда наша промокла, стала тяжелая. Давайте мы спрячемся с вами в Летнем дворце Петра I и в нем обогреемся.
Сюрпризный момент (работа со свечой, свеча стоит в подсвечнике на металлическом подносе, на стульчике стоит лейка с водой).
В о с п и т а т е л ь. В этом дворце давным-давно жил царь Петр Первый, и в нем есть печь, вот мы ее сейчас с вами растопим и согреемся. В свечке живет солнечный зайчик, наверху огонька он злой, а внизу добрый. (Фокус со свечой, напоминание, что детям нельзя играть со спичками – это очень опасно).
Поставим ручки перед грудью ладошками к солнечному зайчику. Прищурим глазки и будем с вами ловить солнечного зайчика на ладошки. Вот ручкам стало тепло, давайте мы с вами все это тепло соберем в комочек. А теперь погреем головку, ушки, щечки, ручки, ножки ведь они у нас промокли. Выкинем все наши говорилки, шумилки, нехочушки, хохотушки, капризульки, а останется у нас в головках все только самое хорошее.
Работа с коллажем.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, посмотрите, по центральной аллее парка к нам навстречу идет молодой, кучерявый и смуглый человек. Он идет и что-то себе бормочет под нос. Живет он в Санкт-Петербурге и любит гулять в Летнем саду. А бормочет он про себя красивые, лиричные и сказочные стихи. А что такое сказка?
Д е т и. Там чудеса, волшебство, добро побеждает зло, там звери умеют разговаривать.
В о с п и т а т е л ь. Это манящий чудесный мир, где животные и птицы умеют говорить, где добро всегда побеждает зло. В каждой сказке обличаются человеческие пороки: это зависть, жадность, гордыня. Ребята, как зовут этого человека?
Предлагает детям посмотреть на изображение А.С. Пушкина.
Д е т и. А.С. Пушкин.
В о с п и т а т е л ь. Скажите, что писал Александр Пушкин? (Стихи, сказки в стихах). Как его можно назвать? (Поэтом). Вот здесь мы с вами видим книгу и перо. Как вы думаете, для чего были необходимы эти предметы поэту?
Д е т и. Таким пером, как ручкой, он писал свои стихи и сказки.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, скажите, какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?
Д е т и. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о попе и работнике его Балде».
В о с п и т а т е л ь. Молодцы! Как вы думаете, почему здесь портрет бабушки? Кто она такая?
Д е т и. Это няня Арина Родионовна, она нянчила маленького Пушкина и рассказывала ему сказки.
В о с п и т а т е л ь. Няня – это простая русская женщина, мастерица народной речи, знаток русских былин и пословиц. Арина Родионовна первая познакомила маленького Сашу с русскими народными сказками. Многие ее рассказы он записывал, а потом использовал в своих сказках. Из каких сказок эти герои? (Показывает на коллаже иллюстрации).
Д е т и. «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане…», «У лукоморья дуб зеленый».
В о с п и т а т е л ь. Посмотрите внимательно на коллаж. Как вы думаете, почему здесь цифра 3?
Д е т и. Потому, что здесь три буквы: А С П, три девицы, три человека.
В о с п и т а т е л ь. Почему на коллаже мы видим Петропавловскую крепость?
Д е т и. Потому, что Летний сад находится напротив Петропавловской крепости.
В о с п и т а т е л ь. Верно, чтобы попасть в сад, необходимо перейти через 3 моста. Один большой Троицкий мост и 2 горбатых маленьких перед самым Летним садом.
Переворачивает коллаж, идет работа с коллажем.
– Что здесь было? (Отработка приемов запоминания предложенной информации; дети устно вспоминают иллюстрации, где какая находилась, и воспроизводят это по памяти).
В о с п и т а т е л ь. Ваши глазки поработали хорошо. Молодцы! Теперь проверим, как вы умеете запоминать картинки. (Упражнения на ассоциацию «открытка + слово»: детям показывается открытка, и они вспоминают слово). Сестрицы. Ветер. Лукоморье. Лебедь. Зеркало. Коршун. Лицей. Дворянка. Яблоко. Терем. Богатыри. Землянка. Царь. Сказки. Базар. Балда. Рыбка. Невод.
В о с п и т а т е л ь. Пора нам отдохнуть.
Физкультминутка (по стихам А.С. Пушкина)
ТЕКСТ ДВИЖЕНИЯ
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Взмахи руками.
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. Бег на месте.
Мимо острова крутого, мимо города большого. Повороты вокруг себя.
Игра «Чудесный мешочек» на развитие внимания и памяти (манипуляции с предметами: переставляем, убираем, меняем местами)
В о с п и т а т е л ь. Ребята, каждый предмет будет что-то обозначать: конус – Петропавловская крепость, елка – Летний сад, куб – Летний дворец Петра Первого, деревянные воротики – Троицкий мост, 2 цилиндра – статуи (желтого цвета – Вечер, зеленого – Ночь), чашка – чайный домик, книга – сказки, конь – Медный всадник, собачка – памятник Крылову, огород – овощ. Вам нужно запомнить, на какой памятник они похожи. Я буду ставить предметы, убирать, заменять их, а вы должны объяснить: чего не хватает, или что изменилось.
Игра «Мы поэты»
В о с п и т а т е л ь. Ребятки, сейчас мы с вами поиграем: превратимся в поэтов. Ведь Александр Сергеевич Пушкин был поэтом. Я буду показывать вам картинку, а вам надо находить пару к слову, которое будет рифмоваться.
Стрелка – белка; белка – грелка; рак – мак; бочка – почка; тучка – ручка; муравей – воробей; кружка – сушка; корзина – машина; машина – малина; кошка – ложка; овечка – колечко.
В о с п и т а т е л ь. Сейчас мы с вами сядем за столы. (Работа с мнемотаблицей). Посмотрите внимательно на табличку, давайте попробуем составить по ней рассказ. Отвечаем все вместе. А.С. Пушкин жил в Петербурге, любил гулять по нашему прекрасному городу. От Петропавловской крепости он шел через 3 моста, через реку Неву, входил в красивые ажурные ворота «П» – «Пушкин Александр Сергеевич» (показать на буквы ПАС) и гулял в Летнем саду. Приходил к пруду, где плавали лебеди и утки. Ребята, как вы думаете, как можно запомнить эту табличку? Давайте поищем, что-то общее. Почему в этой табличке поселилась цифра 3?
Д е т и. 3 мостика, з геометрические фигуры, ворота и буква П из трех палочек, П – это ворота, они вписываются в квадрат.
В о с п и т а т е л ь. Ребятки, еще раз посмотрите на табличку и на счет 5 нарисуйте ее по памяти на своих листочках. (Дети выполняют задание). Молодцы! Сегодня мы с вами вспомнили сказки А.С. Пушкина, сказочных героев. Каких мы вспомнили героев? (Ответы детей). Вы все были молодцы! Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Я хочу подарить вам эти блокноты, в которые вы будете записывать свои сказки.
|