ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 9(2018)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА СО СЛЕПЫМ РЕБЕНКОМ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Воробьева Н.Р.
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
В современном представлении понятие «качества образования» не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательного учреждения, набору знаний и навыков, а связывается с понятиями «социальное благополучие», «защищенность». В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений.
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Подробно остановлюсь на детях с нарушением зрения.
Роль зрения в полноценном развитии ребенка велика. Обусловлено это прежде всего тем, что, как известно, больший процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. Педагоги и родители должны знать, что нарушение зрения или полное его потеря значительно ограничивают возможности познания ребенком окружающего мира, осложняет его психическое и физическое развитие.
Слепые дети – это дети, у которых полностью отсутствует зрение, то есть, оно равно нулю. Познание окружающего мира и ориентировка в пространстве происходит на основе использования ребенком слуха и осязания, а также двигательной, температурной, обонятельной чувствительности.
В наше дошкольное отделение поступил тотально слепой ребенок. Представляю вам опыт своей работы с таким ребенком.
Зрительный диагноз: ретинопатия недоношенных рубцовая фаза OD – IV степени, OS – V степени, афакия, авитрия.
Сопутствующие заболевания: ММД, невротические реакции, ЗПР, умственная отсталость в умеренной степени.
Мальчик поступил в дошкольное отделение в возрасте 4 года 8 месяцев. До этого год посещал лекотеку в другом дошкольном учреждении. По словам мамы, просидел на руках, в контакт с педагогами не вступал.
Ребенок слепой, полностью не владел навыками самообслуживания: не одевался, не просился в туалет, не мог самостоятельно или даже частично самостоятельно есть, пищу ел только протертую полужидкой консистенции, проглатывал ее не жуя, пил в основном из бутылки, мог сделать несколько глотков из чашки. При обследовании ребенок не вступал в контакт, на голос взрослого не реагировал, вел себя очень возбужденно. Все предметы и игрушки, которые попадали ему в руки, прикладывал к уху, и, если они не издавали никаких звуков, бросал (не умел пользоваться осязанием как компенсаторным механизмом развития). Словарный запас состоял из 8-10 отдельно произносимых слов, которыми обозначал предметы и действия, или произносил их просто, не понимая, что они обозначают. Произносимые слова смазанные, нечеткие (гипотония мышц артикуляционного аппарата). Не знал своего имени, половой принадлежности. В процессе обследования были замечены навязчивые движения (раскачивания из стороны в сторону, подергивания рук и всего тела). По словам мамы, мог занять себя, но на непродолжительное время (музыкальные игрушки, слушание классической музыки). Игровая деятельность (манипулятивные действия с игрушками) отсутствовала. Было выявлено стойкое отставание в умственном развитии, педагогическая запущенность (дома с мальчиком никто не занимался, навыки самообслуживания не прививали).
Занятия проводились каждый день в первой половине дня. Я составила индивидуальную программу, взяв за основу тезисы программы для умственно отсталых дошкольников и учитывая особенности развития слепого ребенка, в которой отразила следующие направления работы:
– развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков: формировать у ребенка навыки самообслуживания, начиная с самых элементарных: умение пользоваться туалетом, умываться, есть, одеваться и раздеваться;
– социальное развитие: формировать у ребенка представление о себе, учить называть свое имя, половую принадлежность; представление о своих частях тела и зонах лица; добиваться называния себя в первом лице, побуждать говорить о своих желаниях и потребностях («Я хочу, я буду, я хочу кушать, я иду гулять, я устал, я хочу спать);
– развитие познавательной деятельности:
*формировать ориентировку на величину: (большой, маленький, длинный, короткий, высокий, низкий),
*формировать ориентировку на форму (круг, квадрат, треугольник)
*формировать ориентировку на тактильно-двигательное восприятие: определять свойства и качества предметов через тактильное восприятие (твердый-мягкий, холодный-теплый); выбирать игрушки по словесной инструкции (из двух-пяти);
*формировать ориентировку на слуховое восприятие: учить ориентироваться на звук в знакомом пространстве: «Что звучит?» (колокольчик, барабан, дудочка и т.д.); различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто говорит?» ;
*формировать количественные представления: учить различать количества (есть – нет, пустой – полный);
– развитие речи:
*понимать обращенную речь: учить выполнять действия по речевой инструкции: «Покажи, где мама? Вот она!», «Покажи, где глазки, уши, рот? Вот они!»; выполнять задания, включающие 1-2 действия. («Сними очки. Сними очки и дай их мне»); выполнять задания, включающие пространственные отношения между предметами: «Поставь машинку на стол», «Положи яблоко в корзинку», «Подними игрушку с пола».
*формировать активную речь: уточнить предметный словарь (мяч, кукла, кубик и др.) и познакомить с названиями новых предметов, учить отвечать на простые вопросы («Что это? – «Это кукла»), произносить имена, выражать свои потребности простой фразой из 1-2 слов в конкретной ситуации («Тетя, дай!», «На!», «Идем гулять»), произносить элементарные фразы с использованием глаголов («Пойдем гулять», «Хочу кушать»); обогащать активный словарь новыми существительными и глаголами, вводить в пассивную речь слова, обозначающие свойства, качества предметов (мяч круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный);
– формирование игровой деятельности: формировать отдельные игровые действия (кормить куклу, возить машинку по столу, укачивать куклу), цепочку из 2-3 игровых действий (кормление куклы, укладывание куклы спать, укачивание куклы);
– формирование продуктивных видов деятельности: конструирование: вызвать интерес к конструированию совместными постройками, учить строить конструкции по показу (ощупывание), образцу и речевой инструкции; лепка: вызвать интерес к лепке совместными действиями, учить делить пластилин на 2 части, раскатывать его прямыми (колбаска длинная и короткая) и круговыми движениями (шарик), сплющивать (кружок).
Мама ребенка присутствовала на индивидуальных занятиях, училась заниматься со своим ребенком, получала консультации по развитию навыков самообслуживания, развитию культурно-гигиенических навыков, получала подробные инструкции и пособия для занятий с мальчиком дома.
За 3 года мы добились значительных успехов. Ребенок самостоятельно научился раздеваться, одеваться с незначительной помощью, проситься в туалет, самостоятельно пить из чашки, принимать пищу с незначительной помощью. Теперь он знает свое имя, возраст, половую принадлежность (себя как личность пока не осознал). Взяв предмет в руки, научился не бросать его, а ощупывать двумя руками, и если узнал, то называть его. Словарный запас значительно увеличился за счет существительных, глаголов, прилагательных (большой, маленький, холодный, теплый, тяжелый, легкий, гладкий, шершавый, мягкий, твердый: тактильный способ определения) и даже наречий (далеко, близко, громко, тихо, быстро, медленно: с помощью слуха). В речи появились словосочетания, простые предложения, которые чаще всего выражают просьбу. Стал больше понимать обращенную речь, в основном ситуативную.
Научился показывать и называть части своего тела, лица (ориентировка на кукле и на теле другого человека пока частична). Различать на слух музыкальные инструменты. Различать по голосу близких и знакомых людей. Совершать отдельные игровые действия с игрушками (катать по столу машинку, укачивать куклу). Научился определять величину предметов на ощупь (большой, маленький, длинный, короткий, свойства и качество предметов (холодный-горячий), количественные представления (есть-нет, пустой-полный). Стал проявлять интерес к конструированию.
После окончания детского сада мальчик перешел в школу для слепых и слабовидящих детей на индивидуальное обучение.
В связи со всем вышеизложенным напрашивается вывод: если в дошкольное учреждение, где есть учитель-дефектолог, поступает такой ребенок, не надо бояться работать с ним, необходимо начинать заниматься, как можно раньше. Параллельно с занятиями в детском саду, родители (мама) должны вести необходимую работу дома постоянно. И только в этом случае можно добиться стойких положительных результатов.
Таких детей специалисту следует выявлять как можно раньше и проводить консультации для родителей по нужным вопросам с целью оказания ребенку ранней педагогической помощи.
|