ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" №9 2018
ЦВЕТИК-МНОГОЦВЕТИК
ООД с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП
с использованием палочек Кюизенера
Зулпиева Р.О.
Цель: с помощью палочек Кюизенера учить детей подбирать нужные палочки и выкладывать математическое выражение.
Задачи:
– закрепить состав чисел 9 и 10, применяя палочки Кюизенера;
– уточнять знания о геометрических фигурах, умение мыслить;
– развивать память, воображение, логическое мышление, конструктивные способности;
– воспитывать умение слушать товарищей, способствовать дружелюбному отношению между детьми.
Раздаточный материал: наборы палочек Кюизенера, набор геометрических фигур, листы бумаги, цветные карандаши, картинки-раскраски с цифрами.
Х О Д З А Н Я Т И Я
П е д а г о г. Ребята, посмотрите, у нас в группе появился необычный цветок. Наш цветик-многоцветик почему-то стал весь белый, обесцветился. Его кто-то заколдовал! Давайте попробуем расколдовать его и вернуть все цвета обратно. Сколько у него цветов? 10 – как и у наших палочек Кюизенера. Сложите лесенку из палочек от самой маленькой до самой большой. Эта лесенка нам подскажет, какой лепесток по цвету мы расколдуем первым.
Задание 1. «Зарядка для ума»
П е д а г о г. Мы с вами каждое утро делаем зарядку, а для чего она нужна? (Ответы детей). Я с вами согласна и хочу вам предложить сейчас зарядку для ума. Это вопросы, на которые вы должны быстро ответить:
– Какой сейчас идет месяц?
– Какое время года?
– Какой сегодня день недели?
– А какой будет завтра?
– Какое сегодня число?
– Какой следующий месяц? Назовите.
П е д а г о г. Молодцы, на все вопросы ответили правильно! Мы с вами расколдовали белый лепесток.
Задание 2. «Загадки»
П е д а г о г. Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки, и решила вам загадать сейчас одну загадку.
«Ножек четыре, шляпка одна.
Он нужен, коль станет обедать семья».
– Про что эта загадка? (Ответы детей: стол).
П е д а г о г. Верно. Мы расколдовали второй лепесток – розовый. Теперь давайте и мы с вами подойдем к столам, здесь вас ждет интересное задание.
Задание 3. «Состав числа 9»
П е д а г о г. Ребята, откройте коробочки с цветными счетными палочками. Достаньте палочку, которая обозначает число 9. Какого цвета эта палочка?
Д е т и. Синяя
П е д а г о г. А сейчас достаньте столько белых палочек, чтобы они все разместились под синей. Сколько белых палочек лежит под синей палочкой?
(Ответы детей). Да, правильно. В числе 9 – 9 единиц. А теперь подумайте и приложите ниже одну белую палочку, а вторую – такую, чтобы они вместе по длине были равны синей палочке. Какого цвета эта палочка?
(Ответы детей).
П е д а г о г. Какое число обозначает бордовая палочка?
(Ответы детей)
П е д а г о г. Значит, 9 – это 1 и 8. Приложите ниже одну розовую палочку, а вторую – такую, чтобы они вместе были равны по длине синей палочке. Какую палочку вы положили?
(Ответы детей)
П е д а г о г. Какое число обозначает розовая палочка? (Ответы детей).
П е д а г о г. Какое число обозначает черная палочка? (Ответы детей).
П е д а г о г. Значит, 9 – это 2 и 7.
По аналогии дети составляют все варианты числа 9.
П е д а г о г. Дети, сейчас вы показали, из каких двух меньших чисел можно составить число 9. Давайте еще раз их назовем:
Белая палочка обозначает число 1, а бордовая – число 8. Значит, 9 – это 1 и 8.
Розовая палочка обозначает число 2, а черная – число 7. Значит, 9 – это 2 и 7.
Голубая палочка обозначает число 3, а фиолетовая – число 6. Значит, 9 – это 3 и 6.
Красная палочка обозначает число 4, желтая – число 5. Значит, 9 – это 4 и 5.
П е д а г о г. Расколдовали мы с вами голубой лепесток.
Задание 4. «Назови соседей»
П е д а г о г. Я стану называть вам числа, а ваша работа – подумать и назвать числа, которые на единицу меньше и на единицу меньше каждого числа.
– Назовите соседей числа 13.
– Назовите соседей числа 15.
– Назовите соседей числа 17.
– Назовите соседей числа 18.
– Назовите соседей числа 10.
– Назовите соседей числа 19.
– Ваши верные ответы помогли расколдовать красный лепесток.
Задание 5 «Стихи-загадки»
П е д а г о г. Мы снова вернулись к загадкам. Слушайте загадки внимательно, для ответов подбирайте нужные палочки и выкладывайте математическое выражение.
1. Два щенка-озорника
Бегают, резвятся.
К шалунишкам три щенка
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько собралось друзей? (2 + 3 = 5).
2. Я нашел в дупле у белки
Пять лесных орехов мелких,
Я под дубом походил:
Вот еще лежит один.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Ты орешки сосчитай-ка! (5 + 1 = 6)
П е д а г о г. Вы справились и с этими задачами. Расколдовали желтый лепесток.
Задание 6. Игра-разминка «Геометрические формы»
Дети выполняют нужные действия в зависимости от того, какую геометрическую фигуру им показывает педагог.
Круг – хлопаем.
Треугольник – приседаем.
Квадрат – топаем.
П е д а г о г. Расколдовали фиолетовый лепесток.
Задание 7. «Разложи, как я скажу»
Детям даются карточки с цифрами.
П е д а г о г. Я предлагаю вам разложить палочки на карточки в соответствии с числовым обозначением. Слушайте внимательно задания:
1) справа от палочки, которая обозначает число 5, положите желтый квадрат;
2) слева от палочки, которая обозначает число 7, положите зеленый треугольник;
3) между палочками, которые обозначают числа 10 и 5 положите синий круг.
– Вы молодцы, расколдовали черный лепесток.
Задание 8. Игра «Живые цифры»
Дети получают карточки с числами. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!» дети строятся в шеренгу и называют свое число. Водящий проверяет, все ли правильно встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.
П е д а г о г. Вы расколдовали бордовый лепесток.
Задание 9. «Геометрические фигуры»
П е д а г о г. Для следующего задания нам нужны листы бумаги и геометрические фигуры. Посмотрите и запомните, как расположены геометрические фигуры на моем листе. Где находится квадрат? Круг? Треугольник? Прямоугольник? А теперь сами разложите фигуры в таком же порядке. (Дети выполняют задание).
– Молодцы, вы расколдовали синий лепесток.
Задание 10. «Раскрась картинку по цифрам»
П е д а г о г. Остался последний лепесток. Чтобы его расколдовать, вам надо цветными
карандашами раскрасить картинку по цифрам. Вспоминайте, какая цифра какой цвет обозначает.
Дети выполняют раскрашивание.
– Вот вам и последний лепесток – оранжевый.
Итог занятия.
П е д а г о г. Вы все справились с заданием – расколдовали цветок. Теперь он у нас стал красивый, разноцветный. Вы были настоящими волшебниками!
– Трудно вам было?
– Какой лепесток было очень трудно расколдовать?
– А какой легко?
– Какое задание было самое интересное?
|