ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
урок русского языка в 5 классе
Будаева И.В.
Цели урока:
-
развивать у учащихся навыки, необходимые для определения простых и сложных предложений как в письменной (по грамматической конструкции и наличию знаков препинания), так и в устной речи (по интонации и наличию нескольких основ);
-
воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка;
-
продолжить работу с простыми и сложными предложениями;
-
учить ставить знаки препинания в сложных предложениях;
-
учить работать с текстом, применять на практике средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения;
-
развивать орфографическую зоркость, внимание, связную речь учащихся, познавательные способности;
-
воспитывать любовь к русской народной сказке.
Оборудование: мультимедиа, путеводные грамоты, ларец, микрофоны, музыкальное сопровождение.
Х О Д У Р О К А
Звучит мелодия из передачи «В гостях у сказки» комп. В. Дашкевича.
1. Сообщение темы и целей урока
У ч и т е л ь. Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «Сложные предложения» (далее – СП). Вспомним, как отличить простые предложения (далее – ПП) от СП, какие виды СП узнали, поучимся конструировать СП и выполним небольшую творческую работу, которую вы закончите дома.
– Итак, сегодня наш с вами урок будет необычным, в поисках СП мы отправимся в сказку. В ходе путешествия нам придется преодолевать различные препятствия, нас будут подстерегать опасности, я надеюсь, все трудности мы преодолеем, и наши старания будут вознаграждены: мы добудем ларец мудрости!
– Перед вами на партах лежат путеводные грамоты, работать сегодня будем в них. За правильно выполненное задание начисляется 2 балла, за выполнение с ошибками – 1 балл. Итак, в путь!
2. Повторение теоретического материала
У ч и т е л ь. Мы попадаем в темный, дремучий лес, чтобы выбраться из него необходимо решить кроссворд. (Решение кроссворда).
- Как называется предложение, в котором две или более грамматических основ? (Сложное).
- Как одним словом называется подлежащее и сказуемое? (Основа).
- Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? (Сказуемое).
- Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: кто? Что? (Подлежащее).
- Как называется предложение с одной грамматической основой? (Простое).
- Как называется второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей? (Дополнение). Проверка. (Слайд).
3. Работа по теме
У ч и т е л ь. Продолжаем путь, но нам его преграждает? Это Кикимора. Она требует выполнения следующего задания: надо сделать смешной текст серьезным, а как? Правильно расставить знаки препинания:
Едят там вилками компот, \ Там пьют из чашек бутерброд,
Из хлеба с сыром там котлеты, \ Из мяса….
Проверка. (Слайд). (Выставление баллов).
– Дайте определение предложению. Предложения – это связанные по смыслу слова и словосочетания. Молодцы, справились! Теперь нам путь преграждает Водяной. Надо выполнить следующее задание: дополнить предложения, поставить знаки препинания, вставить пропущенные орфограммы, начертить схемы предложений (и на доске).
-
Литературные ска…ки пиш…т …, а н…родные создает …
2) Ст…рик обрадовался, положил все д...бро в сани, пос...дил доч… и пове… д…мой.
3) Расс…рдился Моро…ко да так хв…тил, что ст…рухина доч… превратилась в лё… .
– О какой сказке идет речь? («Морозко»). (Проверка устно). Молодцы! Продолжаем. Отправляемся дальше, на пути – задания Змея Горыныча. На какие вопросы отвечают подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство? Составить предложение:
1) Мы любим русские народные сказки. (Из 1-го предложения возьмем подлежащее).
2) Мы знаем много интересных сказок. (Из 2-го – сказуемое).
3) Волшебные превращения в сказке привлекают нас. (Из 3-го – определение).
4) Бытовые сцены сказки занимательны. (Из 4-го – определение, дополнение).
Проверка (слайд).
(Мы знаем волшебные, бытовые сказки и … о животных).
– Какое предложение получилось? (ПП). Почему?
Физкультминутка
– Вот уже нас подстерегает Баба Яга. Нам предстоит выполнить следующие задания: какое предложение лишнее? Почему? Определить названия сказок.
1) Разыгрались девушки, надели на головушки венки, разожгли костер, стали через него прыгать. («Снегурочка»).
2) Зашли ведра в избу и встали на лавку, а Емеля полез на печь. («По щучьему велению»).
3) Села девочка на спину к лисе, и помчалась лиса с ней на деревню. («Аленушка и лиса»). Проверка (слайд). Молодцы! Переходим к следующему заданию. Дополните, чтобы получилось сложное предложение.
1) Рассказывают старшие братья отцу 2) как умеют ваши жены рукодельничать.
2) Хочется мне знать 3) и вышла из нее Василиса премудрая.
3) Подъехала карета к крыльцу 1) куда чья стрела попала.
4) Смотрит Иван-царевич на дуб и не знает 4) как ему ларец достать.
– Из какой сказки взяты предложения? («Царевна-лягушка»). Итак, нас встречает самый страшный и опасный Кащей Бессмертный, который охраняет ларец мудрости. Нам необходимо выполнить следующие задания.
4. Конструирование предложений (определить название народной сказки)
1) Умер старик. … 2) Надо идти Афанасию на могилу. («Бурка, Каурка и синегривый конь»).
2) Услышали братья клич (что) 2) …у царя дочь ищет жениха. («Бурка, Каурка и синегривый конь»).
3) Кольцо по полу разлетелось (только) 3) … вставочка подкатилась к ее ноге. («Митя»).
5. Найти предложение с пунктуационной ошибкой
1) Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили.
2) Одноглазка спала, коровушка все наткала, побелила и в трубы скатала.
3) Яблочки висят на ней наливные и листья шумят золотые. (Не поставлена запятая перед союзом «и»).
– Какая это сказка? («Крошечка-Хаврошечка»). Проверка (слайд).
10. Творческая работа.
– Прошу вас прочитать текст, придумать ему название, вставить эпитеты и сравнения, найти СП.
ЧУДЕСНЫЙ МИР СКАЗКИ
Ска…ка заворажива…т нас своим волшебством, как … Когда мы погружа…мся в … мир … сказки, мы становимся ее участниками. Вот мы отправля…мся за … моря, за … горы. Неожиданно попада…м в … лес. В избушк… встр...чает нас … Баба-Яга, которая мечта…т нами пол…комит?ся, как … Но не менее страшен … Кащей …, ведь это он пряч…т в своем… дворце…царевну, которую сп…шит спасти … мол…дец. Как здорово, что в сказк… всегда добро побеждает зло!
6. Итог урока
У ч и т е л ь. Молодцы! Мы добыли ларец мудрости. Что же в нем?
(Достает ларец и просит ученика прочитать то, что содержится в нем, слайд).
«Молодцы, ребята! Вы добились успеха! Любите и бережно храните наш язык, и вы будете самыми счастливыми людьми на Земле!»
– А сейчас наши журналисты возьмут у вас небольшое интервью.
Двое ребят с микрофонами ходят по классу и берут интервью.
1. Тема сегодняшнего урока?
2. Виды СП?
3. Как найти в тексте СП?
4. Приведите примеры СП?
7. Домашнее задание
– Закончить работу с текстом, добавить свои предложения
Оценки. 14-16 баллов – «5»;10-13 баллов – «4»; 8-9 баллов – «3».
Использованная литература:
Сб.: Литература Восточной Сибири. 5 класс. Под ред. О.Н. Шахеровой. – ВостСибкнига, Иркутск, 2007.
|