ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019
В ПОИСКАХ ШАХМАТНЫХ ФИГУР
методическая разработка НОД для старшего дошкольного возраста
Деветова Д.А.
Пояснительная записка.
Работа с воспитанниками старшей группы по обучению элементам игры в шахматы организуется 1 раз в неделю в игровой форме, опираясь на программу «Феникс» «Шахматы для дошкольников» (ред. Кузин А.В., Коновалов Н.В.), направленной на создание интеллектуально-спортивной среды для развития социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств ребенка. Структура образовательной деятельности (ОД) соответствует требованиям программы «ОткрытиЯ» (ред. Е.Г. Юдиной, Л.С. Виноградовой) и ФГОС ДО. Все этапы взаимосвязаны между собой, каждая часть ОД направлена на решение определенных задач. ОД с воспитанниками организована в центрах активности, где реализуются следующие образовательные области: познавательное развитие – «Центр Математики и манипулятивных игр», «Конструкторский центр», социально-коммуникативное развитие – «Шахматный центр «Белая ладья», художественно-эстетическое развитие – «Центр искусств».
Структура образовательной деятельности: 1. Психологический настрой 2. Вводно-организационный этап 3. Мотивационно-побудительный этап. 4. Практический этап. 5. Заключительный этап. 6. Рефлексия.
Каждый этап сопровождается организационными моментами и приемами, такими как: групповой сбор, игровая мотивация, проблемный вопрос, обмен информацией, работа по подгруппам в «Центрах активности», «видео интервью», презентация воспитанниками продукта деятельности. Применяемые методы и приемы способствуют развитию самостоятельности, сотрудничества и сотоварищества. Дошкольники, заинтересовавшиеся шахматами в детском саду, придут в школу, уже освоив азы игры, поэтому им легче будет изучать шахматы в школе, где уроки по данной дисциплине обязательны.
Цель: создание условий для интеллектуального развития воспитанников через использование элементов шахматной игры.
Задачи:
Образовательные: 1.Формировать умение решать поставленные задачи через проблемные ситуации, игровые задания. 2. Совершенствовать конструкторские способности воспитанников.
Развивающие: 3. Развивать логическое и образное мышление воспитанников. 4. Развивать умение ориентироваться в пространстве и на плоскости. Воспитательные: 5. Формировать коммуникативные навыки воспитанников. 6. Способствовать воспитанию волевых качеств и самостоятельности.
Словарная работа: понятия «шахматная доска», «шахматное поле», «шахматные дорожки», «горизонталь», «вертикаль», «диагональ», «шахматные фигуры», «комплект», шахматный турнир, интервью, развертка, числовой код.
Оборудование: игровое пособие «Для юных шахматистов», «Шахматное полотно», шапочки шахматных фигур, оснащение центров активности (Центр строительства, шахматный центр «Белая ладья», Центр искусства), сундук с шахматными фигурами, конверты с заданиями.
Х О Д О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н О Й Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И
Вхождение в тему
В о с п и т а т е л ь. Дети, я предлагаю вам присесть на ковер в круг и рассмотреть, что лежит в конверте (бумажные развертки куба черного и белого цвета). Придумайте, что с ними можно сделать. (Ответы детей).
Дети складывают из развертки кубик и склеивают его.
В о с п и т а т е л ь. Что можно делать с этими кубиками? (Ответы детей: играть, строить, сделать шахматную доску). Я предлагаю вам подойти к столу посмотреть коробку с другими такими же кубиками. А у меня еще есть такие кубики. Что можно с ними сделать? (Ответы детей: составить шахматную доску).
Дети выкладывают в коробке шахматную доску, воспитатель задает вопросы:
1. Вы знаете, как называется одна клетка на шахматной доске? (Шахматное поле).
2. Какое оно бывает? (Белое и черное).
3. А вы знаете, как выглядят шахматные дорожки? Покажите их. (Дети проводят пальчиком по доске).
В о с п и т а т е л ь. Какие бывают шахматные дорожки? (Горизонтальные, вертикальные и диагональные). Сколько полей на одной горизонтальной дорожке? Сколько полей на одной вертикальной дорожке? Каких полей больше – белых или черных? Почему? (Воспитатель подводит итог). Вы собрали из кубиков шахматную доску, рассказали все о ней. Я вам предлагаю поиграть в шахматы. Что нужно для игры в шахматы? (Шахматная доска, шахматные фигуры). Шахматная доска у нас есть, расставляйте шахматные фигуры. (Дети обнаруживают, что фигур нет). Мы можем начать игру? (Нет). Почему?
Проблемная ситуация (постановка проблемы)
Д е т и. У нас нет шахматных фигур.
В о с п и т а т е л ь. Что будем делать? (Сделать своими руками, вырезать из бумаги, купить новые и т.д.). Как узнать, были ли вообще в этой коробке шахматы в комплекте? (Прочитать на коробке). Так что мы выбираем – лепим фигуры из пластилина? Рисуем? Или прочтем, что написано на коробке? (Читаем, что написано на коробке). А вы умеете читать? (Да).
Дети пытаются прочитать что написано на внутренней стороне коробки.
Воспитатель повторяет условие, при котором дети вернут фигуры на шахматную доску: «Чтобы вернуть шахматные фигуры, надо выполнить три задания,
которые находятся в конвертах».
В о с п и т а т е л ь. Здесь не написано, что фигуры есть в комплекте игры, но зато написано, как можно их вернуть. Как?
Решение проблемы
Д е т и. Чтобы вернуть шахматные фигуры, надо выполнить три задания.
В о с п и т а т е л ь. Вы готовы выполнить предложенные условия? (Да).
Презентация центров
Воспитатель берет конверты с заданиями и приглашает детей в круг.
Показывает поочередно все конверты.
В о с п и т а т е л ь (показывает первый конверт). Какая цифра на этом конверте? (Три). Как вы думаете, что она означает? (Это значит, что это задание будут выполнять три человека). Я приглашаю сесть возле этого конверта трех человек, пожалуйста договоритесь, кто будет выполнять задание из первого конверта.
Аналогичная работа проходит со вторым и третьим конвертами.
Воспитатель приглашает присесть трех человек возле второго конверта.
Также приглашаются дети к третьему конверту.
Воспитатель озвучивает задания: 1-й конверт – «Найди пару»; 2-й конверт – «Найди домик для фишки»; 3-й конверт – «Собери фигуру».
Деятельность детей в Центрах активности, взаимопроверка.
1-я команда: собирает разрезные картинки шахматных фигур и находит ассоциативные пары; 2-я команда: располагает цветные фишки на шахматной доске по предложенным схемам; 3 команда: собирает шахматные фигуры из конструктора «Лего» по предложенной схеме. Работа детей, взаимопроверка.
После выполнения задания воспитатель интересуется, вернули дети
фигуры или нет, правильно ли выполнили задание, проверить (взаимопроверка).
В о с п и т а т е л ь. Я предлагаю еще раз рассмотреть конверт, обратите внимание на эмблему на конверте. Как вы думаете, что означает эта эмблема? Что означает красный крестик? (Место клада; место, где могут находиться шахматные фигуры). Я предлагаю отправиться к этому месту и принести «находку». (После выполнения всех заданий дети несут фигуры и расставляют их на шахматной доске).
Рефлексия
В о с п и т а т е л ь. Вы помните, с какой проблемой мы столкнулись – почему мы не смогли сыграть в шахматы? (Не было шахматных фигур). Расскажите пожалуйста, как вам удалось вернуть фигуры? (Рассказ детей).
Воспитатель каждой команде задает вопросы:
1 команда. 1. Какое задание вам надо было выполнить? (Найти пару). 2. Какие пары получились? Назовите. 3. Как вы узнали, где находятся шахматные фигуры? 4. Какие фигуры вы вернули? Назовите? (Конь, ладья, слон).
2 команда. 1. Какое задание вам надо было выполнить? (Найди домик для фишки). 2. Как вы догадались, где находится домик у каждой фишки? (Нам помогла карта-схема). 3. Какие фигуры вы вернули, назовите? (Пешки). 4. Где вы их нашли? Как догадались, где находится сундук? Как открыли замок, как узнали шифр замка?
3 команда. 1. Какое задание вам надо было выполнить? (Собрать фигуру). 2. Какую фигуру вы собирали, назовите? (Король, ферзь). 3. Почему вы решили, что надо собрать именно эти фигуры? (Была схема этих фигур, на конверте – эмблема короля и королевы). 4. Из чего вы конструировали? (Из мелкого «Лего»). 5. Какие трудности возникли во время работы? (Обратить внимание на сходство черного и белого королей, черной и белой ферзи).
В о с п и т а т е л ь. Очень жаль, что мы не успели с вами сыграть партию в шахматы, но время на игру у нас осталось. Я приглашаю вас на большую шахматную площадку, чтобы поиграть в игру «Граница Короля».
Дети надевают шапочки шахматных фигур и становятся на шахматное полотно. Воспитатель надевает шапочку Короля и занимает любое место на шахматной разметке. Объясняет правила игры. Воспитатель одобряет правильный выбор.
|