ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИТВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАЗВИВАЮЩИМИ ИГРАМИ
методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений
Ибрагимова Г.К.
Примечание: Программа разработана в опоре на использование авторских развивающих игр В. Воскобовича, Б.П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера.
Пояснительная записка
В материале представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми указанных авторов.
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную часть работы: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Развивающие игры важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр «интерес – познание – творчество» становятся максимально действенными.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, многообразие игр и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста. С учетом актуальности проблемы организации образовательного процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно, была разработана данная Программа интеллектуально-творческого развития детей 5-7 лет.
Работа проводилась в три последовательных этапа: средняя, старшая и подготовительная группы.
Цель программы: повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через систему развивающих игр.
Задачи: • Создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. • Формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование. • Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий. • Развивать речь, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. • Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое. • Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого. • Формировать представление о математических понятиях: углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени; закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях; закреплять у детей математическую терминологию.
При составлении программы использовались следующие игровые технологии:
1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Т.Г. Харько и В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», которая представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр Воскобовича.
2. Технология Б.П. Никитина «Ступеньки творчества», которая предполагает развитие творческих способностей детей с помощью развивающих игр Никитина.
3. Технологии З. Дьенеша и Х. Кюизенера, направленные на раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению математики.
Организация непосредственной образовательной деятельности
Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во вторую половину дня. Проводится в течение 3 лет.
Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа составляет 20-25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.
Данная методическая разработка поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей 5-7 лет. Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования.
Создание предметно-развивающей среды. Образовательная деятельность организуется в группе ДОУ, оборудованной в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. На каждого ребенка необходим комплект всех используемых в работе игр и пособий к ним.
Результативность освоения программы отслеживается в начале и в конце учебного года в ходе диагностики познавательных процессов, которая проводится педагогом-психологом ДОУ. По результатам диагностики можно судить об изменениях в развитии дошкольников в каждый возрастной период. Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
Интеграция образовательных областей:
1. «Познание»: развитие психических процессов у детей: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Расширение кругозора, сенсорное развитие.
2. «Коммуникация»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми и родителями, пополнение словаря детей, умение понятно и социально-приемлемыми способами выражать свои чувства, желания и мнения.
3. «Чтение художественной литературы»: чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.
4. «Художественное творчество»: развитие продуктивной деятельности детей.
5. «Социализация»: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей, способность преодолевать трудности.
6. «Музыка»: приобщение к звукам природы и музыки через аудиозаписи.
7. «Труд»: воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.
8. «Здоровье»: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своем здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.
Ожидаемый результат:
1. Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
2. У детей будут сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
3. Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
4. Расширится представление о математических понятиях: о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, математической терминологии.
|