ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10,2019
ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО
игры-загадки в коррекции речи дислаликов дошкольного возраста
Ионова Е.В.
Игровая форма занятий для детей с нарушением речи является одним из условий успешного формирования всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики. В логопункте при МДОУ Детский сад №3 «Аленушка» г. Черкесск Карачаево-Черкесской республики игровая форма работы с детьми используется в качестве одной из наиболее востребованных и педагогически удобных, поэтому ее результаты являются действенными и эффективными. Рекомендации по более широкому употреблению игровых форм и методов для коррекции речи детей присутствуют в ФГОС ДОО, следовательно, востребование игровых приемов является воплощением данного требования.
И воспитателями, и логопедом логопункта в качестве самого распространенного средств для активизации мыслительной деятельности и развития речи дошкольников применяется загадка. Грамматическое и лексическое разнообразие загадок помогает детям осваивать родную речь в ее многообразных проявлениях, позволяет запомнить слова и формы слов, словосочетания, устойчивые обороты, осваивать лексическую сочетаемость. Приведу примеры вариантов использования разновидностей загадки в повседневных занятиях.
В последнее время педагогами часто используются структурно неоконченные загадки: их незавершенность связана с синтаксическим оформлением, с пропуском рифмы. Завершенность образуется при расхождении слова-отгадки. Отгадка, являясь ритмической единицей и одновременно словом-рифмой, как будто правильный ответ на загадку временно «вынимается» автором из контекста и на определенное время «прячется». Задача детей – найти верный ответ, выдержав своего рода «интеллектуальный бой». Такие загадки-игры получили название «Подскажи словечко». Они помогают детям-дислаликам не только расширять лексический запас, развивать чувство ритма и языковое чутье, но и служат для развлечения и для развития памяти, воображения, слухового внимания и чувства юмора.
Игры-загадки «Подскажи словечко» можно вводить в занятия по коррекции нарушений звукопроизношения, развитию фонематических операций и слухового восприятия, по овладению навыками элементарного языкового анализа и синтеза, преодолению нарушений слоговой структуры слов. В ходе выполнения занятий пополняется словарный запас и формируется грамматический строй речи. Рассмотрим некоторые приемы работы.
Загадки «Подскажи словечко» широко используется на этапе автоматизации поставленных звуков в словах и фразах. Например, при дифференциации звуков [л] – [р] и [л’] – [р’] детям предлагаются такие тексты:
Дедушку зовут Лука,
У него болит... (рука).
Зреет на кустах малина,
Соберет ее... (Марина).
Для развития фонематического анализа детям предлагаются различные упражнения, позволяющие сознательно анализировать звуковой состав слов и выделять изучаемые звуки.
Задания разнообразны.
– Анализ слова, близких по звуковому составу:
Сел в машину верный пес,
У него в чернилах... (лапа, шея, нос).
– Выбор нужного слова из слов, близких по звуковому составу:
Вот печать на простыне
Зеленеет на окне...
Волейбольная висит...
Канарейка в ней сидит...
(Речевой материал: сетка, клетка, ветка, метка).
– Подбор рифмы к названиям предметов с заданным звуком:
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле... (ушки).
(Речевой материал: ушки, лягушка, катушка, хрюшка, хлопушка, кукушка).
– Поиск слов, отличающихся одним звуком:
Сладко спит в берлоге... мишка,
На столе с салатом... миска;
Я в походе… был,
В барабан я… бил.
– Самостоятельное придумывание рифмы:
В этой молодице прячутся девицы:
Каждая сестрица для меньшей – темница.
Красные щеки, пестрые платочки,
Хлопают в ладошки веселые... (матрешки).
(Речевой материал: матрешка, кошка, лошка, ладошка, картошка, поварешка).
– Анализ рифмованных слов: какое слово не подходит по смыслу? Какое другое слово должно стоять вместо него?
В лесу бежит от волка... чайка,
Парит над океаном... зайка.
– Анализ слов, начинающихся на разные звуки.
Лиса пробовала... суп,
Заболел у лисы... зуб.
– Синтез звука и слова (упражнение «Превращалки»).
Если слово к букве «у»
Присоединяется,
Слово новое, другое
Сразу получается.
Буква «у» отметку «кол»
Переделает в ... «укол».
А когда я строил дачу,
Принесла мне «у» ... удачу,
И теперь поселок «Дачный»
Называется ... «Удачный». (И. Лопухина).
– Анализ слов, содержащих преднамеренные ошибки (Упражнение «Найди ошибку»).
Увидел я в клетке рысь,
Ей, как кошке, крикнул: «БрОсь!»
На столе – большая пышка,
В норку тащит ее мОшка.
Стоит избушка у воды,
А из трубы струится дОм.
– Нахождение в загадках-обманках слова, которое не подходит по смыслу. (Найдите такое слово. Какое слово должно стоять вместо него?)
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать ... (свинья).
На заборе поутру
Кукарекал ... (петух).
Такие игры-загадки заставляют детей сосредоточить внимание на восприятии содержания стихотворного текста, а не механическом их повторении. Они развивают словесно-логическую память, активизируют весь спектр познавательных процессов.
При формировании у детей умения делить слова на слоги загадки «Подскажи словечко» используются следующим образом.
Детям дается задание: «Отгадайте загадки, а отгадки найдите на карточках». Карточки выглядят так: на листе двойного картона наклеены картинки, под ними – прорези. Между двойным картоном вставляется лист бумаги, на котором дети изображают слоговые схемы в виде прерывистых линий. Например, читается загадка:
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? ... (Карандаш).
На карточке – изображение карандаша, дети проговаривают слово по слогам, выделяют ударный («зовут» его) и в прорези под картинкой рисуют схему. Такие карточки можно использовать и для звукового анализа слов, отбирая кружочками или раскрашивая их в определенные цвета. Гласный звук обозначаем красным кружочком, твердый согласный – синим кружочком, мягкий согласный – зеленым.
Умение определять звуковой состав и структуру слогов в словах является важной предпосылкой обучения дошкольников чтению и письму. В качестве физминуток в течение занятий детям также можно предложить загадки «Подскажи словечко». Дошкольникам с нарушением речи свойственна плохая координация движений, они не умеют согласовывать свои действия с инструкциями, с текстом стихотворений. Имитационные же упражнения стимулируют их речевое и физическое развитие.
После отгадывания загадки «Подскажи словечко» воспитанники точнее определяют высказывания, выделяют его главную мысль, быстрее и точнее согласовывают свои движения с текстом загадки.
Загадки «Подскажи словечко», как и обычные загадки, можно вставлять в повторяющиеся изо дня в день режимные моменты, что делает последние более привлекательными для детей. Воспитанники легко запоминают названия одежды, игрушек, времена года и характерные явления родной природы. Сочетания «фонетических» и «фонематических» заданий с «лексическо-грамматическими» является весьма эффективным. Логопед и воспитатели имеют возможность не только устранить недочеты фонетико-фонематического развития детей, но и восполнить пробелы в развитии их словаря для формирования грамматически правильной, связной речи.
|