ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019
ХУСНУТДИНОВА Дина Хабировна – учитель химии МБОУ СОШ №86 г. Казань Республики Татарстан. Педстаж – 22 года. Высшая квалификационная категория. Награждена Почетной грамотой Минобрнауки Республики Татарстан. Обладатель нагрудного знака «За заслуги в образовании Республики Татарстан».
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО ХИМИИ
В свете модернизации современной системы образования и введения Единого Государственного экзамена (далее – ЕГЭ), прослеживается необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к ЕГЭ в режиме тестирования. Безусловно, начинать освоение такой подготовки учащимися следует еще в основной школе, но в старшей школе данная подготовка становится наиболее актуальной. С этой целью осуществлена попытка разработать единую систему по подготовке к ЕГЭ по химии для старшеклассников.
Начинать подготовку необходимо в 10-х профильных классах старшей школы в рамках изучения химии во время уроков, на элективных курсах и дополнительных занятиях. Успешная сдача выпускником экзамена по химии зависит не только от степени владения обучающимся теоретическими и практическими знаниями за курс средней школы, но и от его умения работать с тестами. Благодаря большому разнообразию заданий тесты можно использовать на любых этапах урока, как в целях конкретизации нового материала, так и при закреплении и повторении изученного. Я приучаю детей к тестам по химии уже с 8 класса. Этот метод дает возможность за сравнительно короткое время обобщить и систематизировать учебный материал, проверить знания и логическое мышление.
На уроках я преимущественно практикую частое использование тестовых заданий в качестве закрепления и обобщения изученного материала, а также для текущего, промежуточного и итогового контроля знаний. Контроль знаний учащихся – необходимая составная часть образовательного процесса, позволяющая определить, в какой мере достигнуты цели обучения, а также скорректировать и закрепить полученные знания.
Тестирование – одна из форм контроля знаний и умений учащихся. В 11 классе подготовку веду как на уроках (3 часа в неделю), так и на занятиях кружка (4,5 часа в неделю). Обязательно знакомлю учащихся со структурой контрольно-измерительных материалов (КИМов), кодификатором, спецификацией, позволяющими узнать, какие элементы знаний проверяются в каждом задании, рекомендую литературу для самостоятельной подготовки. Считаю, что подготовка должна носить тематический характер. Занятие должно быть посвящено разбору заданий одной темы, а не являться сплошным выполнением КИМов прошлых лет. Поэтому после изучения темы учащимся предлагается работа с тематическими тестами: вначале это фронтальное обсуждение тестовых заданий (иногда учащимся предлагается отвечать на вопросы по цепочке), затем проводится проверочная работа, которая оценивается.
При подготовке учащихся к ЕГЭ я активно использую Интернет-ресурсы. Так, после повторения темы задается домашняя работа – решение тематических заданий с образовательного портала Дмитрия Гущина «Решу ЕГЭ» (http://chem.reshuege.ru/). Также мы решаем задачи из Открытого банка заданий ФИПИ (http://www.fipi.ru/). Раз в два месяца провожу диагностические и тренировочные работы системы СтатГрад.
Такая целенаправленная работа по подготовке учащихся дает хорошие последствия. Если проследить итоги ЕГЭ по химии за последнее десятилетие в нашей школе, то наблюдается тенденция к улучшению результатов обучающихся, что происходит благодаря их предварительной специализированной выучке по работе с тестами.
|