ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019
ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПРОФЕССОРОМ УМНИКУСОМ
мероприятие по исследовательской деятельности для родителей и детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Свойства магнита»
Коробка Е.В., Кирбитова А.А.
Цель: привлечение родителей к совместному мероприятию для установления хороших, доверительных отношений с ребенком, создание положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного мероприятия.
Задачи:
1. Систематизировать знания о магните и исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
2. Развивать любознательность, логическое мышление, стремление к самостоятельному познанию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
3. Развивать познавательный опыт детей с помощью наглядных средств-символов, условных заместителей, алгоритмов, моделей.
4. Способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных навыков.
5. Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
6. Развивать зрительного восприятия в процессе формирования навыков обследования, зрительно-моторной координации «глаз-рука», слухового восприятия, ориентировка в микро-пространстве.
Оборудование: интерактивная доска, железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани, магниты разного вида, магнитная доска, миски для раздаточного материала, схемы правил поведения в лаборатории, самодельный «портал» времени, иллюстративный материал, лабиринты, божьи коровки на магните.
На пару взрослый+ребенок: кувшин с водой, стаканы.
Х О Д М Е Р О П Р И Я Т И Я
В е д у щ и й. Ребята, я предлагаю сегодня вместе с родителями и гостями отправиться в увлекательное путешествие, где нас ждет много нового, неизвестного и загадочного. Вы согласны? Готовы? Тогда вперед! (На экране появляется портал, через который все участники попадают в Лабораторию, где всех приветствует профессор Умникус). Уважаемый профессор, наши дети любят наблюдать, экспериментировать, проводить разные опыты. Очень многое мы уже узнали о магните и считаем, что наши ребята вправе получить почетное звание «Юный исследователь». Наш девиз: «Мы трудностей не боимся!»
– Итак, сегодня соревнуются две команды: команда «Любознайки» и команда «Почемучки». Поприветствуем наши команды. Уважаемые участники, вас ожидают занимательные вопросы, озорные конкурсы и задания. Но игра наша – это игра-соревнование, поэтому нам не обойтись без строгого жюри.
Жюри, как видите, у нас достойно уваженья!
Им приходилось – и не раз! – оценивать сраженья!
Поприветствуем членов нашего жюри. (Ведущий представляет членов жюри). Они будут следить за нашей игрой и оценивать конкурсы.
Жюри мы доверяем – судьбу команд вручаем! Ну, что, в путь? В путь!
– Мы оказались в настоящей школе волшебных наук. Посмотрите, сколько здесь приборов для исследований. Да и лаборанты нам знакомы!
На экране профессор Умникус, он знакомит с правилами поведения в лаборатории.
П р о ф е с с о р. Ребята, в волшебной школе есть свои правила поведения. Разгадать нам их помогут эти волшебные картинки:
1. Нельзя ничего пробовать на вкус, брать в рот.
2. Восклицательный знак обозначает, что этот фокус небезопасный. Его можно проделать только с взрослыми.
3. Будь осторожен с колючими, острыми предметами. Не играй с ними.
В е д у щ и й. Хорошо. Ребята, правила вы все знаете, можно приступать к работе.
П р о ф е с с о р. Сегодня мы с вами будем изучать свойства магнита. Я хочу поведать вам одну старую легенду. (На экране представлена легенда о появлении магнита). Но чтобы приступить к работе, нужно провести разминку – дать ответы на вопросы. Готовы? Игра началась. 1. Что бывает на дороге после дождя? 2. 5 – это 2 и …? 3. Сладости в обертках – это… ? 4. Что подпрыгивает, если ударить? 5. Геометрическая фигура без углов? 6. Что чистят дважды в день? 7. Вода замерзает и становится…? 8. Какой сегодня день недели? 9. Кто развалил теремок? 10. Назови зимние месяцы?
В е д у щ и й. Приступаем к экспериментированию, каждой команде мы вручаем свой маршрут, который вам подскажет, какое вы будете выполнять задание. А чтобы понять, какой опыт будет выполнять ваша команда, нужно собрать пазл. Начинаем работу.
Игра-опыт «Действие магнита через воду». Как достать скрепку, не замочив рук? Что надо сначала сделать? (Налить воды в стакан). Что потом? (Бросить скрепку в стакан). А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана. (Самостоятельная работа).
В е д у щ и й. Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх). Что же двигало скрепку? (Магнитная сила). Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло? Вывод №1: Магнитные силы проходят через стекло. А вода помешала магнитным силам? (Нет). Вывод №2: магнитные силы проходят через воду.
Игра-опыт «Все ли притягивает магнит?» У вас на столе лежат предметы вперемешку. Разберите предметы таким образом: в контейнер, который находится справа от вас, положите предметы, которые магнит притягивает; в контейнер, который слева, положите предметы, которые не реагируют на магнит. Как мы это проверим? (С помощью магнита). Самостоятельная работа.
В е д у щ и й. Расскажите, что вы делали? И что получилось?
О т в е т ы д е т е й. Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Вывод: магнит притягивает железные предметы.
– А какие предметы магнит не притянул? (Пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик, железные скрепки, шурупы, ключи).
Музыкальная пауза «Зарядка от Барбариков»
В е д у щ и й. Игра-опыт «Волшебный лабиринт». Вам нужно провести божью коровку к ее домику на листке с помощью магнита. Возьмите рабочее поле, посадите божью коровку на старт, определите направление движения, куда она будет двигаться, и по дорожке проведите ее на цветок. Приступайте к работе. Почему двигается божья коровка? (Ответы детей). Какой мы можем сделать вывод? Вывод №1: магнитная сила проходит через картон.
– А теперь давайте проверим, взаимодействуют ли магниты между собой?
Игра-опыт «Магнитная карусель». Посмотрите, божьи коровки прилетели на магнит и решили покрутится на карусели при помощи второго магнита! (Показывает). Возьмите магниты и попробуйте сами сделать опыт. Вывод №2: магниты взаимодействуют между собой.
Игра-опыт «Скрепочная веревка». Ребята, а как вы думаете, магниты умеют передавать свои магнитные свойства другим предметам? Давайте проверим на практике! Что нужно для эксперимента: скрепки, магнит. 1. Берем магнит, и прикладываем к нему одну скрепку. 2. Не касаясь магнита, к 1-й скрепке аккуратно прикладываем 2-ю скрепку. Обнаруживаем, что она не падает! Ко 2-й скрепке прикладываем 3-ю… О чудо, она тоже держится! Получается забавная скрепочная лестница… Проверьте, сколько скрепок у вас получится соединить друг с другом таким образом? А если магнит убрать? Да, наша скрепочная веревочка рассыплется… Но! Попробуйте поднести 1-ю скрепку к другим... Они притянутся! Теперь наша 1-я скрепка, побывав в магнитном поле магнита, сама стала магнитом. Давайте попробуем оторвать первую скрепку от магнита. Скрепки держатся. Вывод: магнитные свойства можно передать другим железным предметам.
Гимнастика для глаз.
Интерактивная доска. Хоть я вовсе не планета, у меня есть полюса.
Рук и ног в помине нету, но хватать могу я сам!
Гвозди, ножницы, кастрюли, винтики, булавки, пули –
Все железное манит, тянет на себя магнит.
Битва капитанов «Все ли притягивает магнит?». Капитанам раздаются карточки, по которым они работают, и разные материалы. Надо выяснить, притягивается ли магнитом: резина, дерево, железо, пластмасса, бумага, ткань.
В е д у щ и й. Какие предметы притягивает магнит? Капитаны ставят условные значки и формулируют умозаключение: магнит притягивает только железные предметы.
В е д у щ и й. Ребята и взрослые, понравилось вам наше путешествие в школе волшебных наук? С каким волшебным камнем вы познакомились? С какими свойствами магнитов вы познакомились? (По схемам). Профессор Умникус благодарит детей и взрослых за работу в лаборатории и вручает дипломы «Юные исследователи». Сейчас наступает самый важный момент. Кто бы ни оказался впереди, мы с уверенностью можем сказать: сегодня победила дружба, смекалка и находчивость. А жюри тем временем подвело итоги.
Слово предоставляется жюри.
В е д у щ и й. Мы благодарим всех участников сегодняшнего мероприятия за доставленное удовольствие и отличное настроение. Уважаемые родители, пусть ваше участие в жизни детей в детском саду останется навсегда доброй традицией вашей семьи. Спасибо за ваше доброе сердце, за желание побыть рядом с детьми, подарить им душевное тепло. А в подарок мы получаем мультфильм «Смешарики о свойствах магнита».
|