ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
Программа дошкольного образования для учащихся подготовительного класса
Саратовская Е.И.
Пояснительная записка. Рабочая программа «Подготовка к школе» предназначена для подготовки детей 5-7 лет к школе и разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения на основе программы «Преемственность» (Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет, науч. рук. Н.А. Федосова. М.: Просвещение, 2015), рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа в своей основе ориентирована на учебные пособия:
1. Н.А. Федосова. «От слова к букве». Пособие для детей 5-7 лет. – М., 2015.
2. С.И. Волкова. «Математические ступеньки». Пособие для детей 5-7 лет. – М., 2015.
3. А.А. Плешаков. «Зеленая тропинка». Пособие для детей 5-7 лет. – М., 2015.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования, поэтому дошкольник должен быть готов не только к новым формам общения. У него предполагается развитие мотивационной сферы, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Он должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. При разработке данной Программы использованы следующие нормативно-правовые документы:
– Устав МКОУ «Бабяковская средняя общеобразовательная школа №1» Новоусманского р-на Воронежской обл.»;
– образовательная Программа НОО МКОУ «Бабяковская средняя общеобразовательная школа №1» Новоусманского р-на Воронежской обл.
Программа «Подготовка к школе» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными ФГОС НОО, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Задачи программы: сохранение и укрепление здоровья детей; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных умений, умений действовать по правилам.
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариантна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная). Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность.
Место занятий в учебном плане. Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: · «От слова к букве»; · «Математические ступеньки»; · «Зеленая тропинка». Занятия организуются на базе МКОУ «Бабяковская СОШ №1» и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 25 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 30 недель. Общее количество занятий – 90, по 3 занятия в неделю: курс «От слова к букве» – 1; курс «Математические ступеньки» – 1; курс «Зеленая тропинка» –1.
Срок реализации Программы – 1 год.
Ценностные ориентиры программы. К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована физиологическая, социальная и психологическая готовность к школе. Основа физиологической готовности – способность ребенка переносить нагрузки, связанные с систематической учебой. Социальная готовность к обучению – готовность к новым формам общения с окружающими, появление самооценки. Психологическая готовность к обучению – уровень общего психического развития и развития качеств, необходимых для учения. Один из критериев психологической готовности – появление позиции школьника. В этом смысле кризис 6-7 лет является одним из показателей готовности ребенка к школе.
Курс «От слова к букве»: практическая подготовка детей к обучению чтению, письму, совершенствование устной речи. Общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Курс «Математические ступеньки»: развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, делать выводы.
Курс «Зеленая тропинка»: коррекция и развитие накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. Наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты. «Предметное окружение» –представления детей о предметном мире (виды транспорта, предметы быта, инструменты, техника). «Явления общественной жизни» – явления окружающей действительности, их связи.
Планируемые результаты освоения программы. Обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; контроль своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я-концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Результаты освоения программы: представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования в области познавательного развития: 1. ребенок обладает элементарными представлениями из области владения русским языком, математикой, живой природы, естествознания; склонен наблюдать, экспериментировать; 2. ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; 3. ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам.
|