ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 10, 2019
ШАХМАЕВА Фирдаус Исмагиловна – преподаватель математики Уфимского Колледжа радиоэлектроники, телекоммуникаций и безопасности Республики Башкортостан. Педагогический стаж – 36 лет. Высшая квалификационная категория. Почетный работник среднего профессионального образования РФ. Награждена Почетной грамотой Департамента образования г. Уфа.
УЧИТЕЛЬ В СЕДЬМОМ ПОКОЛЕНИИ
В этой статье я решила написать о себе, о своих педагогических корнях, подводя некоторые итоги. В будущем году исполняется 35 лет, как я работаю преподавателем математики в Уфимском колледже радиоэлектроники, и мне самой исполняется 65 лет. Однако старт педагогической деятельности в нашей семье относится к началу XIX века.
Ее основы заложил в далеком 1813 г. Тукаев Нигматулла, став имамом медресе и мечети в селе Стерлибашево Уфимской губернии. Уроки, которые он давал, вызывали большой интерес у слушателей. При нем были построены новая мечеть, новые здания медресе, пополнялись книгами библиотеки. Печатных изданий в то время было мало, Нигматулла хазрат не только лично отправлялся в далекие поездки, чтобы напечатать книги, – он сам был автором целого ряда книг по богословию. Так, например, его перу принадлежит создание персидско-русского словаря, учебных пособий. Выдающийся писатель-просветитель, ученый-востоковед и религиозный деятель Риза Фахретдин писал о нем так: «При Нигматулле хазрате Стерлибашевское медресе превратилось в высшее учебное заведение».
У Нигматуллы было двое сыновей, оба они получают образование в Бухаре. После их возвращения образование в медресе еще более совершенствуется. Старший сын Мухаметхарис становится имамом медресе и мечети вместо отца. «Он учил, применяя метод доказательств, споров и ответов» (развивающее обучение). Из-за большого притока шакирдов (студентов медресе – ред.), многие здания медресе были отстроены заново. В 1860 году Мухаметхарис отправляется в хадж, по пути посещает Дамаск и Медину, путь его лежал через Стамбул и Одессу. Из паломничества он привез много книг. Он по справедливости считался высокообразованным человеком, был добр и щедр, уважительно относился ко всем. Двери его дома были открыты для всех. В усадьбе он организовал приют для детей-сирот и бедных, где на протяжении многих лет содержались и воспитывались до 40 человек. Мухаметхарис ввел изучение русского языка для шакирдов, утверждая: «Для мусульман России очень важно знать государственный язык». Слава о его просветительской деятельности дошла до царя Александра II, который указом от 16 августа 1869 года удостоил Мухаметхариса Тукаева звания тархана, а оно давалось только за особые заслуги.
После его смерти в 1870 году дело отца продолжили сыновья, в том числе – мой прадед Мухаметшакир Мухаметхарисович. Он родился в 1862 году. Учился в Стерлибашевском медресе, затем – в Оренбургской учительской школе, преподавал в медресе, был гласным Стерлитамакского уездного земства, членом статистического комитета, избирался депутатом II и III Государственной Думы от мусульманской фракции. Учителями были и его дочери.
Следующие достижения нашей семейной педагогики относятся уже к периоду ХХ века. Моя тетя Габбасова Юза Исхаковна – Заслуженный учитель Башкирии, учитель русского языка и литературы, ныне на пенсии. Вторая тетя – Софья Закировна работала директором одной из Черниковских (ныне г. Уфа) школ. Учителями стали и мы с сестрой. Моя сестра Султанова Альфия Исмагиловна – Заслуженный учитель Башкортостана.
К сожалению, на нас заканчивается династия педагогов в нашей семье. Наши дети выбрали другой жизненный путь. Но и то, что педагогическая работа в наших семьях являлась основной профессией более двух веков, согласитесь, это дорогого стоит!
Используемая литература: Мусульманские депутаты Государственной думы России 1906-1917 гг. Сборник документов и материалов. Уфа, 1998.
|