ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 11, 2020
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА
Григорян А.Н.
Сущность образования детей дошкольного возраста определяет необходимость новых педагогических технологий, среди которых одним из ведущих является метод проектов. Внедрение метода проекта в практику педагогической работы, реализация содержания образовательной программы посредством проектной деятельности предусмотрена Федеральным Государственным образовательным стандартом Дошкольного образования (ФГОС ДОО). В частности, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Этим обусловлена деятельность педагогической мастерской в нашем детском саду по теме: «Организация работы в ДОУ по методу проекта».
Под проектом мы подразумеваем отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно с взрослыми совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участвуют под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр. Принципиальной отличительной чертой проекта является период его реализации (длительность) и открывающиеся при этом возможности.
Проект (в отличие от занятий в традиционной практике) может длиться, пока:
– у детей сохраняется интерес к выбранной тематике;
– взрослым удается поддерживать интерес детей и пополнять развивающую среду материалами, которые помогают разрабатывать тему, поддерживать ее новыми идеями и ресурсами.
Это дает каждому ребенку возможность реализовать свои идеи и получать удовлетворение от действий в течение всего времени работы над проектом. Благодаря продолжительности проекта дети получают возможность для реализации различных действий, раскрывающих выбранное содержание.
Например, тематический проект, посвященный знакомству с русской народной культурой, может включать коллективное и индивидуальное рисование, изготовление коллажа, лепку, рассматривание и чтение книг, изготовление авторских книжек-самоделок, танцевальную, театрализованную деятельности и многое другое. При этом каждому ребенку обеспечивается право и возможность выбора способа познания в соответствии с его особенностями и потребностями. В группах, реализующих метод проектов, дети занимают позицию полноправных субъектов деятельности.
Они:
– влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта;
– устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности;
– выступают в роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых;
– реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в проекте.
Использование метода проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Участниками педагогической мастерской совместно с детьми и родителями разработаны проекты: «Моя семья», «Навстречу друг другу», «Наши традиции». Каждый проект, особенно долгосрочный, обязательно предполагает подведение итогов: обобщен опыт семейного воспитания, оформлены фотоальбомы, подготовлены презентации, мастер-класс, снят видеофильм о достопримечательностях родного города, проведен фестиваль семейного творчества и др. В рамках ГМО воспитателей средних групп участниками педагогической мастерской представлены рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ, организован открытый просмотр НОД «Волшебница вода», творческий отчет «Танец в жизни ребенка» в рамках проектов: «Экспериментальная деятельность с детьми», «Развитие творческих способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности».
Выводы работы педагогической мастерской: основная форма детской деятельности в ходе проекта – самостоятельная и совместная работа. Действия взрослых – моделирование предметно-развивающей среды, демонстрация конструктивных моделей поведения, обучение в процессе совместной деятельности, наблюдение и поддержка самостоятельной деятельности детей.
Главная педагогическая задача – предоставление детям возможности проявлять инициативу, наращивать способность к осознанному ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности.
Использованная литература:
1. Материалы педагогической мастерской МБОУ Гимназии № 11 г. Пятигорска по теме: «Использование проектных технологий для интеллектуального и личностного роста учащихся в соответствии с требованиями образовательного стандарта второго поколения».
2. Сообщение на тему: «Использование ЛЕГО-конструирования в образовательном процессе ДОУ – подготовка к изучению основ робототехники в начальной школе».
|