ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 11, 2020
Использование метакогнитивной технологии развития критического мышления на уроках русского языка
и литературы
Карнаухова Н.Н.
Вхождение в мировое образовательное пространство предполагает становление новой системы образования. Педагогическая теория и практика учебно-воспитательного процесса обновляются. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, подходы, педагогический менталитет. Прогрессивные педагогические технологии предлагают продуманную во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса в комфортных условиях и для учащихся, и учителя. Для достижения этих целей учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий.
В современном образовательном процессе прогрессивными педагогическими технологиями являются метакогнитивные. Это технологии, формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности, они способствуют формированию метапознания и развитию метакогнитивных способностей, направлены на достижение метапредметных, личностных результатов. К ним относятся, например, проектные, исследовательские технологии, технологии диалогового взаимодействия, педагогических мастерских, развивающего обучения, развития критического мышления и кейс-технологии.
В своей работе на уроках русского языка и литературы для повышения качества образования я использую приемы технологии развития критического мышления.
Итак, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, каждый педагог может создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.
Как построить урок и какие приемы использовать? Структура урока должна быть трехчастна. Первая фаза – вызова – ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Главная задача второй фазы – осмысления – активное получение информации, соотнесение нового материала с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Третья фаза – рефлексия – направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.
В основе данной технологии лежат четкие принципы, назовем их. Принцип освоения навыков в условиях специально организованной деятельности обеспечивается особой формой организации процесса обучения, когда все участники вовлекаются в действия: выполнение упражнений, наблюдение за поведением других, анализ собственных ощущений и переживаний, сравнение собственного видения ситуации или факта с видением других. Принцип максимальной активности в процессе обучения реализуется через максимальный уровень включенности в деятельность каждого ученика. Используемые приемы позволяют активно участвовать в выполнении упражнений всем участникам обучения. Принцип максимальной достоверности информации обеспечивается тем, что средством «извлечения» знаний является собственная деятельность участников. Принцип активной исследовательской позиции должен обеспечиваться мастерством и профессионализмом педагога. Каждое упражнение должно быть поводом для анализа действий учащихся. Устанавливается равенство мнения педагога и мнения каждого учащегося, каждому предоставляется возможность высказаться, рассуждать, анализировать. Принцип партнерского общения обеспечивается мастерством учителя. Каждый участник учитывает интересы, эмоции, чувства, переживания тех, с кем общается. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу открытости, доверия, которая позволяет всем экспериментировать, открыто, не боясь ошибок и насмешек, высказывать свое мнение.
Технология предлагает оригинальные стратегии и приемы. Широко известны «мозговой штурм», «корзина идей», «кластер», «фишбоун». Они позволяют четко конструировать урок, мотивировать учеников и работать с информацией, удерживать высокий уровень активности в течение всего урока.
«Дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии. Читать с «деревом» – наслаждение. Например, так мы проанализировали рассказ В.М. Гаршина «Атталеа принцепс», и ученики с первых веточек догадались, что финал – гибель гордой пальмы – закономерен. «Толстые и тонкие вопросы» также сразу полюбились ученикам. Сейчас они чаще всего выбирают эту форму работы с текстом при проверке фактического знания материала.
Еще одна вопросная форма – «Ромашка Блума». Это систематика вопросов по уровням познавательной деятельности: знание и понимание, применение, анализ и синтез, оценка.
Очень важный для изучения теоретического материала прием – «Инсерт». Это маркировка текста значками по мере его чтения.
Поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу таблица «Знаю – хочу узнать – узнал». Я применяю ее на своих уроках, например, при изучении биографий писателей. Важно, что в ней фиксируются дополнительные источники информации, откуда можно узнать интересующую информацию (книги, фильмы, спектакли, музеи, экскурсии, словари, Интернет, другие учебные предметы).
Проблему запоминания можно решить, пропустив материал через себя, сделав ассоциативную зацепку. Построение образа, пригодного для запоминания, является процессом творческой активности мышления, в котором отражается его индивидуальная структура. Ассоциации – якорьки памяти. Например, в теме «Фонетика» нужно выучить группы согласных. Ученики заметили: сонорные звуки можно расположить так, чтобы угадывалось слово «ламинария». Так мы проработали все группы согласных. Появился исследовательский проект «Океан звуков».
Рисунок, содержащий отражение запоминаемого объекта с учетом особенностей мышления, личностной сферы (пиктограмма), поможет вспомнить материал. Например, разряды местоимений, к которым ученики придумали картинки-ассоциации.
«Чтение с остановками» – условное название стратегии по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов. Незаменим при работе над изложением, особенно художественных текстов. Удобен при работе с небольшими рассказами, например, «Лапти» И.А. Бунина, «Тоска» А.П. Чехова, «Повесть о том, как один мужик двух генералов покормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Я вижу, как увлечены дети, как им нравится ощущать свою власть над текстом, а не наоборот.
Групповая форма работы «Зигзаг» называется так, потому что представитель каждой группы объясняет материал всем остальным по очереди. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов. Мы проводили такую работу, например, по теме «Синтаксис и пунктуация» при отработке пунктограмм. 1 группа – 1 пунктограмма.
Несмотря на то, что прием «Синквейн» привычен, он не теряет своей актуальности для меня и для учеников. Мне эта работа нравится тем, что дети отлично понимают – одинаковых синквейнов быть не может. Учителю сразу видна широта охвата материала и глубина понимания темы.
«РАФТ» – это прием этапа рефлексии. Нужно обобщить в небольшом тексте весь материал по теме. Пишущий сочиняет не от своего лица – выбирает для себя роль, определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы. Например, в 6 классе при обобщении темы «Имя существительное» мы выбрали форму жалобного письма ребятам в 5 класс от имени существительного.
С использованием нескольких вышеперечисленных приемов мы ведем «Читательский дневник» (летнее чтение). В сентябре проводим конкурс этих дневников, в течение года – игру «Эрудитка», где соревнуемся в качестве представления прочитанных книг.
Данная технология является успешной, и поэтому каждый учитель должен применять эти приемы на своих уроках. Это позволит четко конструировать план занятия, сделать уроки незабываемыми и очень интересными, развивать творческое самостоятельное мышление, работать в партнерстве, формировать необходимые универсальные учебные действия и мотивировать учащихся.
|