ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 11, 2020
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Обухова Л.М.
В своей педагогической деятельности я ставлю для себя задачу формирования свободной творческой личности младшего школьника в процессе развития его познавательной и коммуникативной активности через проектную деятельность.
В ходе проектной деятельности младшего школьника развитая потребность в общении стимулирует самопознание и ведет к становлению сложных механизмов познавательной активности. В свою очередь общение влияет на смелость детей при поисках новой информации, на их настойчивость при решении когнитивных задач, поставленных в порядке инициативного целеполагания.
С детьми моего класса, начиная с первого года обучения, мною организуются отдельные этапы работы над проектами. Так, по ходу изучения алфавита дети оформляли книжку-малышку «Моя азбучка». После заполнения всей книги к нашей работе подключились родители и помогли подобрать названия для этих книг. Так появились наши первые проекты в рукописном варианте. Мы решили попробовать создать презентацию, которая называется «Моя первая книжка». После создания презентации ученики выступили перед одноклассниками и получили одобрительный отзыв о работе.
В дальнейшем я решила, что все темы, которые предлагаются ребенку, должны быть посильны его пониманию. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, с помощью учителя).
Уже во втором классе возникла идея создания проекта, который назывался «Моя красная книга». К концу года проект был выполнен.
Цели проекта:
– научить учащихся самостоятельно находить нужную информацию о редких животных и растениях и систематизировать ее;
– познакомить детей с животным и растительным миром;
Педагогические цели:
– активизировать навыки самостоятельной работы ребенка по сбору нужной информации;
– развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
Результатом проекта является понимание необходимости сохранения животных и растений, находить нужную информацию в книге, справочнике, энциклопедии, Интернете. Практическим результатом является изготовление книги с иллюстрациями и мультимедийной презентации на данную тему.
На основе собранного материала группой ребят была создана презентация. Далее ребята успешно защитили свой проект перед своими одноклассниками, которые являлись не только слушателями, но оппонентами, задавая им вопросы.
Следующей нашей работой стал проект под названием «Кольский полуостров – часть Российского государства». В проекте на основе исследования и обзора литературы учащимися рассматривались вопросы, связанные с историей Кольского полуострова, историей села Тулома. Так же ученики более подробно познакомились с коренным населением Кольского полуострова – народности саами. Конечным результатом стали рефераты и презентация о родном селе. После завершения проекта ребята осознали, что наш Кольский полуостров – это часть большой страны. Также ученики в ходе этой работы учились искать дополнительную информацию о родном селе, пытались использовать свои знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни. Интерес к этому проекту у ребят возник после экскурсии в школьный музей «Северная изба».
Заключение
Известный зарубежный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских склонностей, соблюдать следующие правила:
– помогать детям действовать независимо, не давать прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
– на основе тщательного наблюдения и оценки определять сильные и слабые стороны учеников; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями;
– не сдерживать инициативы учащихся начальных классов и не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;
– научить не торопиться с вынесением суждения;
– научить прослеживать межпредметные связи;
– приучить к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации;
– использовать трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач;
– помогать детям научиться управлять процессом усвоения знаний;
– стимулировать умение подходить ко всему творчески.
«Человек рожден для мысли и действия», – говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся выступает, как сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.
Важно отметить, что наиболее интересными для учеников начальных классов являются те проекты, которые, наряду с творческим, имеют и социальный характер, позволяют приобрести опыт общественной деятельности, включают ученика в процессы осмысления действительности, формируют его самосознание.
Анализ сущности и особенностей организации исследовательской и проектной деятельности позволяет сделать вывод, что и та, и другая при правильной их организации создают условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Они направлены на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития.
Каковы же значимые ценности младшего школьника, занимающегося такого типа деятельностью? В первую очередь – чувствовать себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде.
В проектной деятельности в помощь юным исследователям может помочь памятка.
Памятка начинающему исследователю:
– выбери тему исследования;
– подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы;
– продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы;
– реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы;
– поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы;
– сделай выводы;
– оформи результаты своей работы;
– подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Как показывает практика, тесное сотрудничество с родителями в ходе разработки проектов развивает познавательный интерес школьников, способствует сплочению семей, единству действий поколений. Родители совместно с детьми изучают тематику проекта, участвуют в составлении плана работы с детьми, поддерживая их инициативу. Таким образом, создается атмосфера сотворчества, развиваются творческое воображение и фантазия детей, а главное, в совместной работе ребенок учится использовать накопленные наблюдения, знания, впечатления.
Участие в проектировании развивает исследовательские и творческие способности. Такие, как способность к целеполаганию, умение самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки (работа в творческой группе), способность ориентироваться в информационном пространстве, умение планировать свою работу и публично представлять ее результаты, а главное – применять приобретенные знания на практике.
|