ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" 11, 2020
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Шамурзаева М.Д.
“Главным ресурсом развивающего общества являются люди,
не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно”
(П.Г. Щедровицкий – российский
методолог и политтехнолог)
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Один из предлагаемых путей решения данной проблемы – компетентностный подход. Компетентностный подход в образовании сегодня – это ответ на вопросы, как стать успешным, как строить собственную линию жизни. Мы должны готовить учеников к жизни, поэтому нужно воспитывать в них готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, умение учиться.
Овладение ключевыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований. Перечислим основные из них.
1. Дидактические: четкое формирование образовательных задач; определение оптимального содержания урока; прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний; выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля; реализация на уроке всех дидактических принципов.
2. Психологические: определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения; самоорганизация учителя; организация познавательной деятельности, мышления и воображения учащихся при формировании новых знаний и умений; организованность учащихся; учет возрастных особенностей
3. По технике проведения урока: наличие эмоциональности, оптимальных темы и ритма урока; полный контакт учителя и учащихся; атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; смена видов деятельности; активность каждого ученика; гигиена школы и класса.
4. По гигиене урока: температурный режим, проветривание, освещение, предупреждение утомления, чередование видов деятельности, физкультминутка, правильная рабочая поза учащихся. соответствие роста школьной мебели.
Формируются компетентности, если: а) обучение носит деятельностный характер; б) идет ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера); создаются условия для приобретения опыта и достижения цели; в) применяются технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, КСО); г) усилена практическая направленность школьного образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы).
Если учитель умело управляет обучением и деятельностью ученика. Еще Дистервег говорил: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить». Но для этого хороший учитель должен сам обладать педагогической компетентностью: быть предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, способным видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде, владеть методиками диагностики своего предмета и психологического развития детей, быть культурным и привлекательным.
Самостоятельная работа – это целенаправленная, внутренне мотивированная деятельность, структурированная обучающимися и регулируемая ими по процессу и результату. У учащихся должна быть, прежде всего, сформирована система представлений о своих возможностях и умениях их реализовывать. Нужно уметь: 1) понимать предложенные учителем цели; 2) ставить цели самому; 3) удерживать цели до реализации, не позволяя вытеснять их другими, также представляющими интерес; 4) выделять условия, важные для реализации цели; 5) применительно к условиям выбирать средства достижения цели; 6) определять последовательность действий; 7) уметь оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий, чтобы субъективная оценка соответствовала объективной; 8) уметь корректировать свои действия; 9) иметь коммуникационные умения и практические сформированные навыки работы.
Отечественная и зарубежная педагогическая практика установила, что высокий уровень развития учебно-познавательной деятельности ученика достигается лишь тогда, когда эта деятельность становится предметом его сознательности и воли, то есть, основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле.
К навыкам самостоятельной познавательной деятельности ученика относятся следующие умения: 1. ставить цели самому; 2. определять последовательность действий; 3. оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий, чтобы субъективная оценка соответствовала объективной; 4. корректировать свои действия и коммуникационные умения.
Учебная деятельность, организуемая первоначально взрослым, должна превращаться в самостоятельную деятельность ученика, где он сам формулирует учебную задачу, ставит цель деятельности, производит учебные действия и контроль, оценивает результат, то есть учебная деятельность через рефлексию на нее превращается в самообучение.
Помощь в достижении поставленных целей учителю могут оказать технологические карты, которые дают ребенку возможность оценить дозированную достижимую учебную задачу, понять ее и сформулировать собственную конкретную цель на определенный этап деятельности. В карту закладывается возможность работы с алгоритмами, что развивает речь при проговаривании всей цепочки рассуждений. Карта также является элементом контроля для отслеживания порядка действий, их содержания, напоминая об аналитическом сравнении цели и полученного результата действий.
Формирование компетенций с помощью проектной деятельности
Одна из педагогических технологий, активно используемых специалистами в последнее время, – метод проектов. Эта технология может быть эффективно использована еще с начальной школы, поскольку метод проектов:
1) отвечает современным требованиям времени,
2) формирует у детей умение ставить проблему и самим находить пути ее решения,
3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,
4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,
От учащихся требуется: знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения); владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользование компьютерной телекоммуникационной технологией, обработку получаемых количественных данных с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере; владение коммуникативными навыками, умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте. При работе над проектом можно выделить этапы:
1-й этап «Проектировочный». 1. Сообщается изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные вопросы по этой теме.
2. Вопросы выносятся на доску.
3. Учитель может уточнять или задавать наводящие вопросы.
4. Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
5. Правильно будет вывесить график отчета по этапам.
6. Задание на дом: определить конечный результат работы группы.
Предлагается объединиться по творческим группам, определить руководителя группы, составить перечень основополагающих вопросов по своей теме и определить ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу. При помощи педагога разработаны программы исследования каждой группы. Все программы имели одинаковую структуру: тема, объект, предмет, цель, задачи, методы и база исследования. Осуществление деятельности каждой группой происходило по направлениям, сформулированным в виде задач исследования. Общая задача для всех – сбор информации по теме исследования. Очень важно, что кроме традиционных способов поиска информации в книгах, учащиеся научились искать информацию в Интернете, выходили на сайты общественных организаций, музеев, искали клипы для презентаций. Большая роль отводилась получению информации из «живых источников» - наблюдения и экскурсии.
2-й этап «Практический». Должны быть подготовлены книги и материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики. Учитель работает последовательно с каждой группой, советует. Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии.
3-й этап «Заключительный». Обговариваются критерии оценки итоговой работы, последовательность выступлений групп. После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы и высказывают пожелания в улучшении. Результаты работы каждой группы объединяются для составления общей презентации. Формы презентаций – любые, например: диалог исторических или литературных персонажей, иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий; путешествие, ролевая игра, спектакль, телепередача. В презентации заложен учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. При этом важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом.
Педагогическая цель презентации - выработка и развитие презентативных умений и навыков: кратко, достаточно полно и лаконично рассказать о постановке и решении задачи проекта, демонстрировать понимание его проблемы, свою формулировку его цели и задач
|