ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Аксенова Светлана Николаевна-воспитатель высшей категории МБДОУ ЦРР – д/с №2, г.Красногорска Московской области. Педагогичский стаж 23 года. Призер районного конкурса "Педагог года - 2001"; награждена грамотами Управления образования администрации Красногорского района Московской области (2008г), Министирства образования Московской области (2009г), Министерства образования и науки Российской Федерации (2011г). Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог"
Поисково-исследовательская деятельность в средней логопедической группе.
Тема: «Экспериментирование с объектами неживой природы»
Цель: расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Коррекционно-образовательные задачи: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Продолжать учит детей различать объекты живой и неживой природы; выделять свойства объектов неживой природы (воды, камней, бумаги).
Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Упражнять в умении выполнять ряд последовательных действий (проводить опыты), достигать соответствующих результатов. Коррекционно-развивающие задачи: развитие диалогической речи, речевого слуха, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, мышления, фонематического восприятия, координации речи с движением, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Закреплять умение детей дифференцировать эмоции.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности, пытливости, любви и бережного отношения к природе. Материалы и оборудование: магнитная доска, аудиозапись льющейся воды, иллюстрации с изображением различных водоёмов, пластиковые стаканчики с холодной водой, стеклянные стаканчики с холодной водой (на этих стаканчиках отмечен уровень налитой воды), подносы с камешками различной формы, величины, цвета; небольшие листы бумаги, портрет Л.Н.Толстого, текст «Хотела галка пить…»; иллюстрации, отображающие содержание рассказа, карточки с предметно-схематическими моделями, отражающими признаки объектов живой природы; прозрачный кувшин с отмеченным уровнем воды; силуэты солнышка, отражающие настроение. Предварительная работа: наблюдения за объектами живой и неживой природы; опытническая деятельность с водой; экологические игры; беседа «Вода вокруг нас»; разучивание пальчиковой гимнастики «Весна пришла»; разучивание музыкально-ритмического упражнения «Здравствуйте!».
Содержание организованной деятельности детей:
I. Организационный момент. Проводится приветственная игра «Здравствуйте, ладошки!»; сл. и муз. М. Картушевой («Мы играем, рисуем, поём» Интегрированные занятия для детей 3-5 лет. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.-104 с.):
Здравствуйте, ладошки!
Вытягивают руки вперёд и поворачивают ладони вверх-вниз.
Хлоп, хлоп, хлоп! Три хлопка в ладоши.
Здравствуйте, ножки!
«Пружинка». Топ, топ, топ! Топают ногами.
Здравствуйте, щёчки! Гладят ладонями щёки. П
люх, плюх, плюх! Легко похлопывают по щекам (3 раза).
Пухленькие щёчки! Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх, плюх, плюх! Легко ударяют кулачками по щёчкам.
Здравствуйте, губки! Делают губы трубочкой.
Чмок, чмок, чмок! 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки! Качают головой вправо-влево.
Щёлк, щёлк, щёлк! 3 раза щёлкают зубами. З
дравствуй, мой носик! Гладят нос ладошкой.
Пи, пи, пи! 3 раза нажимают указательным пальцем на кончик носа.
Здравствуйте, гости! Протягивают руки вперёд, развернув ладони вверх. Привет! Приветственно машут рукой над головой.
Дети садятся на свои места. Воспитатель загадывает детям загадки:
1.Меня пьют, меня льют.
2.Мы говорим: она течёт; Всем нужна я, Мы говорим: она играет; Кто я такая? Она бежит всегда вперёд, Но никогда не убегает. (Вода)
Дети отгадывают загадки.
В качестве подтверждения правильности ответа детей воспитатель включает аудиозапись льющейся воды, на доску вывешиваются фотоиллюстрации с изображением реки, пруда, озера, водопада и др.
Воспитатель. Для чего нужна вода? Как она нам помогает?
Для чего мы её используем? Предполагаемые ответы детей: ü чтобы люди жили и не умирали; ü -чтобы было красиво; ü -чтобы можно было готовить разную еду, пить, есть; ü -вода нужна людям, растениям; ü - можно купаться, мыть руки, умываться; ü -нужно стирать, мыть посуду, поливать цветы; ü -без воды погибнут все рыбы, рыбаки не смогут ловить рыбу, им нечего будет есть; ü -без воды погибнут все растения, животные, которые живут в воде и т.д.
II. Работа детей за столами.
1. Опыт «Изучение».
На подносах лежат камешки, писчая бумага. Детям предлагается попробовать постучать каждым из предметов по крышке стола, покатать в ладонях, потянуть в разные стороны, посмотреть – может быть они стали другими, изменили форму, разорвались ли. Уточняет характеристики тел: камень очень твёрдый, не меняется, из него ничего нельзя слепить, его нельзя разделить на два куска – он крепкий и т.д.
2. Опыт «Тонет – не тонет».
На столах стаканчики с водой. Дети определяют горячие стаканчики или нет. Почему? (В стаканчиках холодная вода.) В стаканчик с водой дети опускают различные по весу предметы. Наблюдают, какие предметы опустились на дно, а какие плавают. Воспитатель объясняет причину плавания одних тел и опускания на дно других. Физкультминутка «Весна пришла». Кап-кап! – весенний день. Дети стучат пальчиком одной руки по ладошке Кап-кап! – звенит капель. по ладошке другой руки. Кап-кап! – капельки, Кап-кап! – капают. Жур-жур! – журчат ручьи. Дети выполняют волнообразные Жур-жур! – бегут они. движения руками. Жур-жур! – ручеёк, Звонкий голосок. Чив-чив! – воробушки, Пальчиковая гимнастика «Клювики». Серые пёрышки. Чив-чив! – чирикают, По лужам прыгают. Здравствуй, весна-красна! Солнце ты принесла, Руки вверху, шевеление пальцами. Травку и цветы. Руки внизу, «гладим» травку и цветы Рады тебе все мы! Дети разводят руки в стороны, поклон.
III. Слушание рассказа, экспериментирование.
Воспитатель читает рассказ. Лев Николаевич Толстой «Хотела галка пить…». Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше и можно было пить. Воспитатель. Как назывался рассказ? О каком объекте живой природы говорилось в рассказе? Кто такая галка? Почему вы считаете, что галка – это объект живой природы? Воспитатель. Предлагаю вам выбрать карточки, отображающие признаки объектов живой природы. Дети с помощью моделей выкладывают карточки с предметно- схематическими моделями, отражающими признаки объектов живой природы) .
Воспитатель: Что хотела галка? Что увидела галка во дворе? Сколько воды было в кувшине? Почему галка не смогла попить сразу? Что придумала галка? Удалось ли галке напиться? Что произошло с уровнем воды после того, как галка набросала в кувшин камешки? Как выдумаете она была сообразительная или нет? (На каждый вопрос дети дают ответ.) Воспитатель. Я предлагаю вам экспериментальным путём проверить, является ли история, описанная писателем правдой или это – вымысел. Пододвиньте к себе ёмкости (стаканчики) с водой – это будут «кувшинчики». Сколько воды налито в наш стаканчик-кувшинчик? Посмотрите внимательно на внешней стороне стаканчика есть черта, обозначающая уровень налитой воды. Все видят эту черту? Опускайте аккуратно камешки в воду и наблюдайте, поднимается ли уровень воды в стакане. (Дети выполняют задание. Воспитатель выполняет эксперимент вместе с детьми).
Воспитатель. Что вы видите? Что происходит с водой? (Ответы детей). Вывод: если в стакан с водой опускать камешки, то уровень воды поднимается. Значит, вода обтекает камешки, а не проникает внутрь их. IV. Окончание ОД. Подводится итог организованной деятельности: дети рассказывают, что они делали на занятии, что им запомнилось, что им было интересно делать на занятии.
Воспитатель. А теперь с помощью вырезанных солнышек покажите, понравилось вам наше занятие или нет, понравилось ли вам экспериментировать? Дети подходят к столу, где на одном подносе лежат картинки с улыбающимся солнышком (радость), а в другом – с грустным (огорчение) и выбирают солнышко.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|