ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Алексевич Анна Александровна - воспитатель первой квалификационной категории МДОУ №100 « Дюймовочка» город Люберцы Московской обл., стаж работы 10 лет, имеет награды, грамоты от детского сада.Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог".
ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Важным средством формирования математических способностей у детей-дошкольников являются логические игры, которые создают благоприятные условия для применения математических знаний. (Л.З. Зайк, З.А. Михайлова, Н.Н. Непомнящая и др.) Во многих странах успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для развития логического мышления у детей. В настоящее время существует множество его последователей. Так, З. Крыговской и М. Шнайдер разработана методика работы с комплектом блоков для детей дошкольного возраста. З. Б. Семадени, Н.О.Лелявиной, Б.Б. Финкельштейном созданы разнообразные игры и игровые упражнения с блоками.
Также были проведены исследования по использованию блоков Дьенеша такими педагогами, как Н.И. Касабуцкая, Г.Н. Скобелева, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская и др. Результаты исследований показали эффективность логических блоков для ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, развития мыслительных умений, познавательных процессов, творческих способностей, а также восприятия, памяти, внимания, воображения. Блоки Дьенеша легко вписываются в систему математической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий. В качестве дидактического средства они в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у детей старшего дошкольного возраста, их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления.
В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры» (Фидлер М.), «логические кубики» (Копылов Г.), «логические блоки» (Столяр А.) Но в каждом из названий подчеркивается направленность данного средства на развитие логического мышления. Обучающие игры, к которым относятся и блоки Дьенеша, отличаются от традиционных дидактических игр тем, что это – основной метод обучения, а не метод закрепления определенных знаний, умений, навыков. Они наполнены логическим и математическим содержанием, отличаются большей вариативностью, и при работе с ними в наибольшей степени включаются практические действия самих детей.
На это и обращает внимание А.А. Столяр, разработавший систему обучающих игр, которая предлагается им как основной метод обучения детей старшего возраста. Многие специалисты, анализируя состояние обучения дошкольников, приходят к выводу о необходимости развития в дидактических играх функции формирования новых знаний, представлений и способов познавательной деятельности, а для этого предлагают дополнять отдельные известные дидактические игры соответствующими задачами, содержанием и методическими приемами.
Однако как показал анализ публикаций, в настоящее время недостаточны разработаны формы, средства и методы развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша. Поэтому проблемой нашего исследования стало выяснение педагогических условий формирования геометрических представлений у детей шестого года жизни посредством «логических блоков Дьенеша». Мы предложили, что формирование геометрических представлений посредством «логических блоков Дьенеша» у детей шестого года жизни будет проходить успешнее в комплексной вариативности игровых заданий. При определении методики работы учитывалось, что дети шестого года жизни наиболее успешно осваивают логико-математическое содержание в процессе целевых и результативных действий с наглядными материалами в условиях игровой ситуации, в развивающих математических играх.
При этих условиях у дошкольников формируется навык действовать в умственном плане, в сочетании с практическими действиями сравнения и деления множеств по признакам со сменой основания и самостоятельного пояснения зависимостей чисел и величин. В ходе игр с комплектом логических блоков дети учились оперировать несколькими свойствами предметов. В процессе различных действий с блоками сначала осваивались умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем шло овладение умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине), по трем свойствам (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). В одном и том же упражнении менялась степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке.
Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой – чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий – чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами). Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержали несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребенку, например, проложить дорожки между домиками Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа, смастерить новогоднюю гирлянду, построить мост через речку и т. д.
Дети учились объяснять и доказывать, почему они выполнили задание именно так. Отвечать требовалось с учетом поставленного вопроса, употребляя соответственно слова «фигура», «блок» или просто «треугольник», «круг» и т. д. Кроме логических блоков использовались карточки, на которых условно были обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). С помощью карточек у детей развивались способность к замещению и моделированию свойств, умения кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развивались в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Предлагались такие задания: «Составь цепочку из 10 разных фигур», «Сколько колец в твоей цепочке?», «Чья цепочка больше и почему?», «Что надо сделать, чтобы они остались одинаковыми по числу (количеству) фигур?», «Назови третью фигуру», «Какой блок пятый?», «Справа положи три фигуры одного цвета, а слева – две фигуры другого цвета», «Сколько всего фигур надо положить и почему?», «Из каких чисел у тебя получилось число пять?» С помощью блоков детей знакомили с цифрами, знаками и решением арифметических задач. Например: «На большой клумбе (большой обруч) посади ромашки (картинки), на маленькой (маленький обруч) – колокольчики, а на лугу (вне) обруча – одуванчики…», «В озеро или пруд (т.е. синий или голубой обруч) поставь трех уточек, пусть плавают, а на берег (т.е. вне обруча) посади трех цыплят, пусть ищут жучков», «Чем отличаются эти уточки и цыплята?», «А чем они похожи?»
Игры организовывались с небольшим количеством детей, чтобы не было опасности формального усвоения определенных представлений, понятий. В результате апробации гипотезы исследования были получены положительные результаты. Дети научились произносить полное имя геометрической фигуры, т.е. описывать ее по карточкам-символам в определенной последовательности и устно в любом порядке; с удовольствием принимали участие в составлении заданий и сами их задавали. Использование игр по типу «блоков Дьенеша» показало, что с их помощью можно успешно формировать представления детей о геометрических фигурах, включенных в набор, упражнять их в количественном и порядковом счете, составе числа из единиц и двух меньших, сравнении смежных чисел, пространственной ориентации, классификации и группировке самых разных предметов (игрушек, картинок).
Реализация экспериментальной работы на практике способствовала более глубокому познавательному, интеллектуальному развитию детей, что было выражено в интересе к деятельности, в активных практических и умственных действиях, в проявлении творчества, осуществлении переноса в новые, значимые для ребенка условия.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|