ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Антонова Светлана Владимировна – учитель-логопед 1-й квалификационной категории МБДОУ компенсирующего вида № 6 «Дюймовочка» г. Королев Московской области. Педагогический стаж – 10 лет. Награждена Почетной грамотой. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
РОЛЬ ЛОГОРИТМИКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Значительные трудности во владении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недостаточной сформированностью основных компонентов языковой системы, ее произносительной и семантической сторон.
Наличие у таких детей вторичных отклонений в ведущих психических процессах (восприятие, внимание, память, воображение и др.) и двигательной сфере создает дополнительные затруднения. Эти нарушения требуют специальной коррекции. Занимаясь с детьми с ОНР, мы пришли к выводу, что одной из эффективных коллективных форм коррекционной работы с детьми с речевой патологией представляют собой логоритмические занятия, основанные на тесной связи слова, движения, музыки.
Именно музыка служит организующим началом и используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик его голоса, координации речи и движения. На занятиях отрабатывается ритмическая структура слова, четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного материала содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.
Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей. В основе занятий лежит комплексно-игровой метод. Занятия построены на сказочных сюжетах, в соответствии с лексическими темами. Элементы логоритмики включаются и в другие виды коррекционно-развивающей работы (утренняя гимнастика, игровая деятельность, музыкальные и физкультурные занятия, фронтальные и подгрупповые, индивидуальные занятия и.т.д.), что говорит о тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ и делает коррекционную работу более успешной. В тесном взаимодействии специалистов ДОУ – учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателя – была разработана система занятий по логоритмике для детей с ОНР для преодоления основных дефектов речи, коррекции и развития психофизических функций.
Основополагающий принцип проведения занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Цель логоритмического воздействия – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.
Задачи логоритмического воздействия:
– развитие слухового внимания;
– развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;
– развитие фонематического слуха;
– развитие пространственной организации движений;
– развитий общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
– формирование и развитие кинестетических ощущений;
– развитие певческого диапазона голоса;
– расширение и обогащение словарного запаса;
– формирование навыков правильного звукопроизношения в различных формах и видах речи, развитие слухо-зрительно-двигательной координации;
– развитие психических функций;
– воспитание коммуникативных качеств личности, чувства прекрасного через музыкальные образы.
Важным принципом построения логоритмических занятий является принцип доступности, который предполагает правильный подбор заданий и инструкций, чередования упражнений, их повторяемость. Все это определяется двигательными, речевыми и интеллектуальными возможностями детей.
Логоритмическое занятие включает следующие элементы:
– логопедическую часть (артикуляционную гимнастику);
– чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики рук;
– упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующей возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
– фонопедическое упражнение по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
– песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
– музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
– 1 упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативного образа и мышления; – коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
– упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.
Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий, с нашей точки зрения, структура занятия может меняться и не всегда включать в себя все перечисленные элементы.
На занятиях должна присутствовать атмосфера радости и доброжелательности. Должны быть созданы условия для возникновения удивления, интереса, радости и выражения своих чувств. Ведь назначение данных занятий благородно: помочь каждому ребенку обрести веру в себя, организовать ситуацию поиска, поощряя любое усилие, с его стороны, радуясь его творческим успехам.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|