ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 2012
Архипова Наталья Валерьевна - инструктор по физической культуре, МДОУ д/с № 82 г. Люберцы, II квалификационная категория. Мастер спорта по прыжкам в воду. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
(ОПЫТ РАБОТЫ)
Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.
Учеными установлена также прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под воздействием физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. В состоянии пониженной активности снижается обмен веществ и объем информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов. Это ухудшает обменные процессы в тканях мозга, что приводит к нарушению его регулирующей функции. Снижение потоков импульсов от работающих мышц приводит к нарушению работы всех внутренних органов, в первую очередь - сердца, отражается на проявлениях психических функций, обменных процессов на уровне клеток. Движения, физические упражнения обеспечивают эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей своей группы с учетом их возраста и здоровья.
Физические упражнения в детском саду по своему содержанию и направлению значительно шире, чем просто средства формирования двигательных умений. Они ориентированы на развитие навыков общения, на получение и закрепление информации об окружающем мире и самом себе, на развитие трудовых действий, осознание себя как частицы природы и общества, как личности. Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей раннего дошкольного возраста, были поставлены следующие цели: 1. Повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности; 2. Увеличить их двигательную активность; 3. Поднять эмоциональный настрой на физкультурных занятиях. Исходя из данных целей, поставлены следующие задачи: - чередовать различные виды деятельности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью; - повысить моторную плотность физкультурных занятий, улучшить методику их проведения, создать на физкультурных занятиях для детей условия эмоционального комфорта; - изготовить для занятий и самостоятельной деятельности нестандартное оборудование.
Ведущими принципами системы работы по формированию двигательной активности детей были выдвинуты следующие:
1. П р и н ц и п р а з н о с т о р о н н е г о р а з в и т и я л и ч н о с т и. Любое физкультурное мероприятие должно активизировать мыслительную деятельность, создавать условия, в которых ребенок сам ищет наиболее рациональный способ поведения, упражняется в трудовых действиях, фиксирует внимание на красках, формах окружающей обстановки и оборудования, эмоционально воспринимает ритм, музыку;
2. П р и н ц и п г у м а н и з а ц и и и д е м о к р а т и з а ц и и. Физическое, психическое и социальное благополучие каждого ребенка - вот что лежит в основе любого педагогического процесса. Вся работа строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений ребенка;
3. П р и н ц и п и н д и в и д у а л и з а ц и и.
Все действия педагога должны строиться с учетом индивидуального подхода к каждому воспитаннику.
4. П р и н ц и п с и с т е м а т и ч н о с т и.
По мере развития физической подготовленности предусматривается повторность упражнений и занятий, постепенное повышение нагрузки.
5. П р и н ц и п н а г л я д н о с т и.
Личный показ нужный действий и инструктирование детей педагогом.
6. П р и н ц и п е д и н с т в а с с е м ь е й.
Соблюдение единых требований к ребенку в условиях как детского сада, так и семьи. Работа по организации двигательной активности детей ведется по трем направлениям: работа с детьми группы, с педагогами и с родителями.
Основной формой работы с детьми являются повседневные занятия и специальные физкультурные занятия, которые строятся в соответствии с психологическими особенностями возраста детей. Так, для дошкольников раннего возраста выбираются доступные и, вместе с тем, целесообразные упражнения. Комплексы упражнений предусматривают физиологически и педагогически необходимую нагрузку, не только удовлетворяющую потребность малыша в движении, но и содержащие для него элемент увлекательности. На занятии по образовательной деятельности в его последовательность для развития двигательной активности включены «минутки здоровья».
Физкультурные занятия в первой младшей группе проводятся 2 раза в неделю по 10 минут. Вся группа делится на 2 подгруппы. Содержание занятий составляют все доступные детям виды физических упражнений: основные, танцевальные и имитационные движения, элементы строевых и общеразвивающих упражнений, подвижные игры. Организованные занятия по физической культуре проводятся в спортивном зале.
Инструктор по физической культуре проводит с детьми занятия по следующим направлениям:
1) подвижные игры в спортивном зале и на свежем воздухе;
2) индивидуальную работу, которая планируется с каждым ребенком по различным видам движений;
3) развлечения и праздники.
Почти на всех занятиях используется нестандартное оборудование. Например, для того, чтобы дети легко находили свое место для упражнений и не мешали друг другу, используются оригинальные ориентиры: гимнастические коврики, круги из линолеума с пробками, шнуры, соединенные яйцами киндер-сюрприза и т. д. Занятия детей с подобным инвентарем получаются более увлекательными и позволяют закрепить разнообразные двигательные навыки.
С целью сохранения здоровья дошкольников и развития их двигательной активности, в режим дня также включаются ежедневные пятиминутки здоровья: зрительная гимнастика, дыхательные упражнения, гимнастика после сна.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|