ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Барилович Ольга Владимировна - педагог дополнительного образования, ГБОУ детский сад комбинированного вида №1264 Зеленоградского АО г. Москвы. Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог".
ТРУД В ПРИРОДЕ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время начальные экологические знания необходимы каждому человеку. Бездумное, потребительское, а часто просто варварское отношение к окружающей среде может привести к глобальной катастрофе. Кенийская пословица гласит: «Берегите Землю! Мы не получили ее в наследство от наших отцов и дедов. Мы взяли ее в долг у наших детей!». Именно в детстве закладывается отношение к окружающему миру и людям, и то каким оно будет, зависит от нас, взрослых. Поэтому грамотное, доброе отношение к природе необходимо начинать воспитывать у детей как можно раньше.
Экологическое воспитание дошкольников состоит из нескольких направлений: это проведение систематических занятий, экскурсии в мир природы, наблюдения за природой, труд человека в разных природных условиях. Сложно сказать, какое из направлений можно считать главным, ведь любой вид деятельности без предварительных знаний о нем может нанести больший вред, чем пользу, а знания, не подкрепленные деятельностью, поверхностны и легко утрачиваются. Поэтому мы сегодня попытаемся разобраться какой труд в природе доступнее дошкольникам, в каком объеме и с какого возраста им целесообразнее заниматься, и какое он имеет значение для воспитания детей. Всю трудовую деятельность дошкольников в природе можно подразделить на две большие части – это ежедневный труд в уголке природы или на участке и сельскохозяйственный труд на огороде детского сада.
В живом уголке нашего детского сада мы учим детей с 3-4 лет наблюдать за живыми объектами и ухаживать за ними. Дети приобретают навыки элементарных приемов: как нужно правильно поливать растения, как налить воду в поилки для попугайчика и других животных (у нас живет кролик, морская свинка и черепахи). На этом этапе важно объяснение, для чего мы это делаем, и «совместный труд», при котором дети сначала слушают пояснение, потом наблюдают, как это делает взрослый человек, и, наконец, пытаются лично сделать то же самое. У детей 4-5 лет круг обязанностей должен расширяться: они могут не только поливать растения, но и протирать листья, помогать при пересадке растений, производить посадку крупных семян в почву. Важно, чтобы дети это делали самостоятельно (хотя и под контролем воспитателя) и регулярно! А для этого знания, полученные в кабинете экологии, необходимо ежедневно закреплять, производя уход за групповыми растениями.
Стоит обращать внимание детей на зависимость состояния внешнего вида растений от факторов окружающей среды – света, влажности, объема кашпо, в котором находится растение. Это позволяет детям уяснить, что в природе все взаимосвязано. Как часто взрослый, желая все сделать быстро и аккуратно, делает все сам, не привлекая детей к уходу за домашними питомцами. Это приносит огромный вред воспитанию чуткости, заботливости и наблюдательности у детей: их домашние питомцы, растения, превращаются из живых душ в предметы интерьера, на которые просто не обращают внимания. А это, в свою очередь, ведет к равнодушию, и никакие беседы о любви к окружающим здесь уже не помогут! Дети старшего дошкольного возраста помимо вышеперечисленных операций могут уже участвовать в более серьезных работах: кормлении животных в живом уголке, заготовке зеленых кормов для его обитателей и др. Такая работа позволяет расширить представления детей, о том, чем питаются их подопечные, узнать больше названий травянистых растений, научить распознавать данные растения в природе среди многообразия трав, а также узнать, в каких условиях лучше и больше растет необходимых культур (в тени или на солнцепеке, на обработанной почве или на лугу и т.д.). Все возрастные группы могут участвовать в зимней подкормке птиц. Но если малыши только смотрят, как воспитатель кладет корм в кормушки, то дети старшего возраста могут не только делать это сами (разумеется, под контролем взрослого), но и заготавливать корм (семена, хлебные крошки), расчищать кормушки от остатков корма, помогать в уборке территории от веток и листьев.
Отдельно хочется остановиться на трудовой деятельности в огороде. Труд в огороде позволяет детям практическим путем установить взаимосвязи между живой и неживой природой, воспитать наблюдательность, бережное отношение к окружающему миру, уважение к труду людей. Обучая детей сельскохозяйственному труду, мы обращаем внимание малышей на сезонность трудовой деятельности Например, в конце марта дети всех возрастных групп знакомятся с семенами, узнают, какие условия необходимы для их прорастания. Работа начинается с подготовки почвы к посадке семян, далее происходит посадка семян, уход за всходами, наблюдение за рассадой. Все наблюдения отмечаются в календарях наблюдений и обсуждаются с детьми. Это позволяет воспитывать в детях наблюдательность, ответственность, интерес к пробуждающейся жизни. В апреле месяце работа ведется непосредственно в огороде и цветнике, где все также начинается с подготовки почвы. Дети старшего возраста делают это совместно с воспитателями, а младшие наблюдают за работой взрослых, оказывая посильную помощь – выносят сорняки, поливают грядки. Дети приучаются работать аккуратно, выполнять совместные трудовые действия, согласовывая их друг с другом. Учатся сознавать цель своих действий: хорошо подготовленная почва – хорошие всходы. Далее происходит посадка семян, рассады. Все лето основные работы проходят в цветнике и в огороде: это наблюдения, полив, прополка от сорняков, рыхление почвы.
Осень – пора сбора урожая и подведения итогов трудовой деятельности. Традиционно проходит праздник урожая, где каждая группа представляет результаты своего труда – выращенные овощи. Дети также узнают, что можно приготовить из выращенных овощей, происходит дегустация овощных блюд. Ребята принимают непосредственное участие в приготовлении вкусного и полезного блюда, например, тыквы печеной с медом. В процессе этой работы закрепляются и культурно-гигиенические навыки воспитанников. Дети учатся очищать ломтики тыквы от семечек, смазывать ломтики тыквы медом. После сбора урожая дети старших групп проводят перекопку почвы на грядках, утепление озимых культур. Такая постоянная целенаправленная работа позволяет развить в детях представления о целостности мира, расширить и закрепить знания о временах года, развивать чувство ответственности за свои поступки. Для любого труда в природе нужно иметь соответствующий инвентарь для детей – это перчатки, фартуки или специальная рабочая одежда, а также детские лейки, грабли, лопатки, совки, корзины, пакеты для мусора и т.п.
При регулярности проводимых трудовых действий у детей вырабатывается не только привычка, но и наблюдательность, желание заботится о ком-то, ответственность за объекты. Ведь то, что познается и достигается в труде, ценится гораздо выше, чем просто полученное и увиденное. Таким образом, трудовая деятельность дошкольников в природе позволяет воспитать цельную, ответственную за свои поступки личность, обогащенную не только теоретическими наблюдениями, но и практическими умениями, которые могут пригодиться ребенку впоследствии.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|