ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Цехмистренко Елена Николаевна – педагог-психолог высшей квалификационной категории, МБДОУ д/с № 46 «Мотылек», поселок Монино Московской области. Педагогический стаж – 29 лет. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
ВОСПИТАНИЕ КРАСОТОЙ
В каком возрасте ни обратился бы человек к психологу или психоаналитику, специалист всегда начинает искать первопричину проблемы, начиная с самого раннего детства пациента. Учеными убедительно доказано, что становление личности происходит в очень ограниченный промежуток времени: с рождения до семи лет. Поэтому на взрослых лежит ответственность за то, каким ребенок пойдет в этот мир, как он выживет в этих условиях. Сегодня правильное воспитание – это спасение: спасение от небывалого роста жестокости, насилия, всевозможных пороков.
Педагоги обеспокоены тем, что у большинства детей нарушена эмоционально-волевая сфера, наблюдается неадекватное отношение к событиям, не проявляются ожидаемые эмоции, а у некоторых детей особенно настораживает ощущение усталости от жизни в столь раннем возрасте. Задача педагогов – выработать у детей правильное отношение к жизни и скорректировать эмоционально-волевую сферу. В решении этой задачи мы отмечаем особую роль искусства. А классическое искусство – это Красота с большой буквы. Культура и красота – понятия глубинные, духовные. Они связаны с внутренним миром человека, с его мыслями и чувствами. Воспитание красотой и культурой не просто пустые слова – это опыт человечества.
Вспоминая чудесные слова Николая Заболоцкого
«Что есть красота, и почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»,
мы можем сказать, что наша цель – не только зажечь огонь в душе ребенка, но и вложить в него такую энергию или энергетику, чтобы поддерживать это горение на долгие годы.
В чем же заключена красота? Как она влияет на ребенка? Где ее искать и как нести детям?
Красота – это то, что вызывает радость, удовлетворение, восторг или утешение, в общем, то, что положительно влияет на нас.
Что же это может быть? Природа, произведения искусства, литература, музыка. Но чтобы ребенок мог увидеть, услышать, оценить ту Красоту, которой мы пытаемся его окружить, ему очень важно научиться ее воспринимать, осознавать и претворять в жизнь. В деле воспитания красотой на первом месте должно оказаться восприятие Красоты. Можно сколько угодно находиться среди красивой природы или стоять перед прекрасной картиной и при этом не почувствовать Красоту, не порадоваться ей. Чтобы формировать у детей художественное видение, необходимо обратить внимание на ассоциативное мышление и восприятие, являющиеся важнейшим компонентом творческого процесса.
Ассоциативное восприятие иначе называется поэтическим, тем самым подчеркивается, что оно характерно для музыкантов, поэтов, художников, но вся суть воспитания заключена в том, чтобы каждый нормальный ребенок научился обладать поэтическим – ассоциативным – восприятием, сделав это качество средством воспитания не только поэта, но и просто Человека. Одно только логическое мышление часто оказывается бессильным объяснить те или иные жизненные и природные явления или воспринимать красоту окружающей действительности.
А чтобы научить воспринимать, для этого важно развивать внимание, наблюдательность, так как внимание есть основа накопления восприятия, есть первый шаг к развитию. Для ребенка необходимым является наблюдение за миром, который его окружает, поскольку без его знания не может быть воображения и фантазии. Не зная, как выглядит дерево, невозможно нарисовать сказочное дерево. Поэтому очень важно, наравне со всем вышесказанным, развивать у детей воображение. Ребенок с богатой фантазией успешнее решает нестандартные, сложные, задачи, легче переживает неприятности и пользуется уважением сверстников.
На прогулке при неразвитом воображении ребенок увидит грязную лужу, а при развитом – хрустальное кружево подтаявшего льда и пенный узор весеннего потока. А снег не просто белый и колючий, а яркий в морозный день, розовый на солнце, сиреневый и голубоватый в тени. Для развития нужного уровня восприятия окружающего мира дети учатся передавать свои наблюдения в правильном ключе.
Например, на занятии детям дается задание «закончи фразу красиво».
Вот примеры начала фраз: – Проклюнулся первый листочек, он очень похож на… – Бегу по траве, а она такая… – Сонный одуванчик проснулся и… – Бабочка села на ладошку, и я увидел, какая она… – На небе высыпали звезды и…
Подобные задания не должны вызвать у детей затруднения. А от развитого воображения остается один шаг до творчества. И нам надо помочь сделать этот шаг.
Вся творческая деятельность строится при активном участии воображения. Эта функция обогащает жизненный опыт, открывает новый необычный взгляд на мир. Способность к воображению не дается человеку от рождения, но ее можно и нужно развивать. Творчество является такой же врожденной потребностью, как еда или сон. Творя, дети обдумывают мир, рисуя, избавляются от того, что их мучает, пугает, от навязчивых состояний. И вообще, восприятие Красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме.
Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, звуков, в той или иной форме – выдохом. Только пережитая красота движет ребенком в поисках наиболее выразительных, экспрессивных средств ее воплощения.
Мы помогаем детям выразиться («выдохнуть») в рисунках, поделках, в игре, слове, этюде и т.д. Ребенок, у которого не будут дремать внимание, воображение, память, мышление, эмоции, будет видеть Красоту в дальнейшем без помощи взрослого. И наша задача – направить, зажечь и окружить его Красотой.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|