ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Ермолицкая Татьяна Викторовна - заместитель заведующей по ВОР МДОУ № 12 п. Октябрьский Люберецкий район Московской области. 1-я квалификационная категория. Победитель конкурса «Педагог года - 2013» в номинации «Воспитатель года - 2013» по Люберецкому району Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
родительское собрание во 2-й младшей группе
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка.
П е д а г о г. Добрый день, уважаемые родители. Мне очень приятно видеть вас на нашем очередном родительском собрании. Спасибо, что нашли время и пришли в наш детский сад. Это значит, что всем вам небезразлична жизнь группы, в которую ходят ваши дети. Еще раз спасибо. Тема нашего родительского собрания звучит так: «Развитие речи младшего дошкольника».
Для начала – совсем немного науки.
Речь – форма человеческого общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
– речь ребенка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
– речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Основные задачи речевого развития детей: – овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста;
– развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Хорошо развитая речь ребенка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребенка. Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста?
Чему мы должны учить ребенка? Вот что входит в это перечень:
– формирование звуковой культуры речи;
– обогащение словарного запаса;
– формирование грамматического строя речи;
– обучение рассказыванию, связной речи;
– развитие выразительности речи.
Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности. Конечно же, в первую очередь, – во время обязательной образовательной деятельности, а также – в игровой, художественной. Развитие речи детей – это одна из актуальных проблем нашего времени. То, что мы стали меньше общаться, просто разговаривать с ребенком, вы, уважаемые родители, наверняка тоже отметили. Я прекрасно понимаю, что в век высоких технологий нам, родителям, проще включить телевизор, компьютер или поставить нашему ребенку мультик. Но хорошо, если в нем присутствует связная речь, а ведь есть такие произведения, где звучат только какие-то непонятные звуки.
Дети постарше практически не читают книг. Как же нам, взрослым, сделать так, чтобы ребенку стало интересно послушать, рассказать, а, может, и самому прочитать что-нибудь? Учитывая возраст ваших детей, хочется дать несколько рекомендаций на эту тему. Рекомендации будут в виде игры-путешествия по стране «Развитие речи». Здесь мне нужна будет ваша помощь. В ходе путешествия прошу вас выполнить несколько несложных игровых заданий. Первая станция нашего путешествия – станция «Творческая». Подберите эпитеты к словам: – снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.); – человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.); – ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.); – дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.); – луна (яркая, растущая и т.д.). Молодцы! Продолжаем. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
Следующая станция путешествия – «Наши руки не знают скуки».
1-й этап – массаж. Массируя пальцы, мы активизируем работу внутренних органов. Посмотрите, оказывается, у каждого из пальцев есть своя задача: – большой палец отвечает за голову; – указательный – за желудок; – средний – за печень; – безымянный – за почки; – мизинец – за сердце. Вот какие действия надо выполнить:
1) растереть сначала подушечку пальца, затем медленно опуститься к запястью; 2) потереть ладони, похлопать. 2 этап – пальчиковые игры. Вот простейшие игры, в которые вы можете играть с детьми: «Букет» (игра без предметов)
ТЕКСТ ДЕЙСТВИЯ
Раз-два-три-четыре-пять. Загибаем пальцы, начиная с большого.
Пальчики вместе все соберем, Маме осенний букет отнесем.
Пальчики «шагают» по ладошке.
«Медведь» (игра с предметом) Примечание: при чтении текста медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак. На последней фразе надо с силой вытянуть платочек обратно. Лез медведь в свою берлогу, Все бока свои помял, Эй, скорее, на подмогу, Мишка, кажется, застрял!
Следующая станция – «Игровая». Сильное беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. Познакомьтесь с речевыми играми для формирования у детей звукопроизношения.
«Вьюга». Ведущий говорит: «Вьюга начинается». Дети тихо произносят: «У-у-у…». По словам «сильная вьюга» говорят громче; по сигналу «вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» замолкают. «Насос». Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук «с-с-с…». С этой же целью можно использовать различные чистоговорки и многое другое. Я на этой «станции» долго вас не задержу, так как более подробно именно об этих направлениях развития речи вам расскажет наш логопед, который проводит занятия как со всеми детьми (фронтальные), так и индивидуальные.
Вот мы добрались, на мой взгляд, до самой интересной станции – «Сказочной». Сказка нужна всем – и большим, и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребенка и родителей. Вы сейчас, наверное, подумали: «Что такого особенного представляют собой эти сказки? Еще наши родители нам их читали, а мы – уже своим детям не единожды….». Но сейчас я предлагаю вам немного нестандартный подход к их прочтению. Вы сначала загадайте загадку про сказку. Ребенок, если нужно – то с вашей помощью, должен отгадать, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать.
Послушайте первую загадку:
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые, как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут еще и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть… Что это за герой? Что это за сказка? Правильно, «Колобок». Вы поняли принцип, поэтому отгадывайте следующие загадки.
2) Так и знал, что бедой все кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не так же много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! («Теремок»).
3) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деда не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – яйцо и разбилось! («Курочка-ряба»).
4) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребется: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда, моя помощь нужна! («Репка»).
Когда я готовилась к нашему собранию, то вспомнила, как великолепные ученые умы учили нас, студентов, рассказывать сказку «Репка» оригинальным способом. По этому подобию можно изменить и рассказать на новый лад любую сказку, было бы желание. Послушайте, если будет интересно, можете вместе со мной рассказывать. (Раздать текст)
По де ре. Вы ре па бо при бо. По де ре тя. Тя потя вы не мо. По де ба. Ба за де. Де за ре. Тя потя, вы не мо. По ба вну. Вну за ба, ба за де, де за ре, тя потя, вы не мо. По вну Жу. Жу за вну, вну за ба, ба за де, де за ре, тя потя, вы не мо. По Жу ко. Ко за Жу, Жу за вну, вну за ба, ба за де, де за ре, тя потя, вы не мо. По ко мы. Мы за ко, ко за Жу, Жу за вну, вну за ба, ба за де, де за ре, тя потя и вытя ре!
Молодцы! Вы у нас такие сообразительные родители, чему я очень рада! Ведь, если родитель сам заинтересован как можно больше читать, рассказывать, да еще таким необычным способом, то и ребенка можно этим заразить. Рассказывайте, читайте, инсценируйте детям сказки! На этом наше собрание разрешите закончить. Если у кого-нибудь возникли вопросы, пожалуйста, задавайте, постараюсь всем ответить. Большое спасибо, до свидания!
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|