ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Фокина Ольга Николаевна – преподаватель ГБОУ ЦО № 465 г. Москва. Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог"
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ ПО КРИТЕРИЯМ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И КОММЕНТАРИЙ К СФОРМУЛИРОВАННОЙ ПРОБЛЕМЕ
методические рекомендации
В последние годы все более актуальной становится задача разработки систем управлений, направленных на создание методики подготовки учащихся к работе с тестами ЕГЭ по русскому языку. Особенно много трудностей возникает у выпускников при выполнении заданий части «С»: задания со свободным развернутым ответом. Создаваемая система должна обеспечить надежное и качественное выполнение учащимися заданий со свободным развернутым ответом и тем самым повысить уровень подготовки выпускников средней школы к итоговой экзаменационной работе, проводимой в рамках ЕГЭ.
Для успешной подготовки учащихся к работе по выполнению части «С» мы предлагаем организовать обучение в классе таким образом, чтобы даже слабые ученики в состоянии были справиться с выполнением задания этой части в контрольных материалах Единого Государственного Экзамена. С этой целью в первую очередь необходимо наиболее целесообразно распределить часы на подготовку к экзамену: например, выделить время на такие работы, как комментированное чтение текстов различных стилей и жанров, их целостный анализ.
В старших классах средней школы рекомендуется применять и проблемное изложение материала, рассматривать и обсуждать поставленные в публицистических текстах вопросы проблемного характера, ставить перед учащимися цели по самостоятельному определению тематики и проблематики текстов, решению познавательных задач.
Очень важно при подготовке к экзаменам усилить именно ту работу, которая поможет не просто систематизировать уже имеющиеся знания, но также будет развивать аналитические умения, например, элементы тематических и итоговых обобщений.
В процессе преподавания курса русского языка и проведении тематического контроля надо шире использовать задания, направленные на проверку содержательных особенностей изучаемого элемента знании (К 1, К 2).
В частности, следует обращать особое внимание на задания, направленные на проверку понимания смысла исходного текста, определения его тематики и проблематики, авторских интерпретаций основной темы и проблемы. Наиболее целесообразным для этого возможно использование пошагового метода, то есть учителю необходимо построить определенную систему заданий, расположенных по принципу нарастающей сложности. Например, сначала учащимся нужно прочитать небольшой фрагмент текста (или развернутого высказывания) и определить его тему. Читая текст, следует обращать внимание на все непонятные слова и выражения. Комментарий к сформированной проблеме – это необходимая часть аналитической работы, которая демонстрирует умения экзаменуемого находить и пояснять смысловые компоненты текста. Комментируя сформулированную проблему, экзаменуемый словно бы проходит мыслительный путь «обратный авторскому», обозначая те стороны проблемы, которые интересовали автора исходного текста.
Именно комментарий выделенной экзаменуемым проблемы показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Иными словами, комментирование проблемы должно обнаружить степень адекватности восприятия текста учащимися.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|