ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Герасимова Татьяна Александровна – педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского творчества г. Лосино-Петровский, Московская область. Высшая квалификационная категория. Стаж педагогической работы – 15 лет. Обладатель бронзовой медали Международной выставки «Цветы-2005» (ВВЦ), золотой медали Международной выставки «Цветы-2006» (ВВЦ), участник выставок Икэбаны с 2004 (Дарвиновский музей) и к фестивалю Японии с 2008 г. Преподаватель школы Согэцу (обладатель международного диплома). Участник научно-практической конференции «Роль народной и авторской сказки в воспитании». Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
РОЛЬ ЗАНЯТИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ У ШКОЛЬНИКОВ
Одним из направлений в решении задач трудового и эстетического воспитания школьников является обучение их умению работать в коллективе, поощрение их коммуникабельности. Это становится возможным при обращении учащихся к занятиям декоративно-прикладными видами искусства. Название «декоративно-прикладное» искусство произошло от латинского слова «decoro», что в переводе значит «украшаю». Данный раздел охватывает создание художественных изделий, имеющих утилитарное и неутилитарное назначение.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: они обладают эстетическими качествами, рассчитаны на художественный эффект, служат для оформления быта и интерьера. Расширение сети кружков декоративно-прикладного искусства и привлечение к занятиям возможно большего числа школьников способствует не только развитию у них познавательного интереса и эстетического восприятия мира, но и коллективизма, желания работать сообща.
Самым действенным и доступным способом воспитания в наших детях эмоциональности восприятия окружающего и передаче данных ощущений в коллективной деятельности является их приобщение к природе. Животворный контакт с природой, с многообразием растительной сферы поможет школьникам более эмоционально, бережно относиться к окружающему миру. Например, как давно замечено учеными, цветы своей красотой и нежностью, тонким ароматом благотворно действуют на психику человека, делая его терпимее, добрее. Растения, требующие к себе бережного отношения, вырабатывают у составителя композиций плавные, нежные движения, спокойную сосредоточенность. Человек, занимающийся аранжировкой цветов и флористикой, более подготовлен к восприятию других видов искусства, прежде всего – изобразительного, декоративно-прикладного, к оценке их художественного уровня. Научиться тонко и чутко подмечать красоту в окружающей природе и отражать ее в искусстве является очень важным для подрастающего поколения. В этом школьникам могут помочь занятия в кружке «Аранжировка цветов и флористика», цель работы которого в первую очередь – эстетическое воспитание учащихся.
Программой кружка предполагаются индивидуальные, и коллективные формы работы, предусмотрено изучение теоретических вопросов, практические занятия, посещение выставок, поездки на природу. Практическая часть работы состоит из двух основных разделов: предварительная творческая работа над композицией изделия и фактическое выполнение изделия в материале.
Задача руководителя кружка заключается не только в показе красоты цветочных композиций и композиций из природного материала, но и демонстрация возможности заниматься работой сообща, вместе. Постоянно развивая интерес обучающихся к занятиям, руководитель кружка должен стремиться выбрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность коллективного творческого подхода в переработке аранжировок или в создании новых композиций. Для успешных занятий группы формирует
ся по 10-12 человек, занятия проводятся по звеньям и групповые. Учащиеся знакомятся с общими понятиями дизайна и изобразительного искусства, заготовкой и хранением природного материала. Формы массовой работы необходимы в творческом объединении. Это способствует созданию «ситуации успеха» для каждого школьника, для создания условий сплочения коллектива, для формирования у детей стремления радовать окружающих доступными им способами. Очень важно расширить границы учебного процесса. Для этого необходимо проводить внутриколлективные мероприятия.
Основные формы работы:
– групповая (используется на общих занятиях, экскурсиях, прогулках); – по звеньям (используется, когда необходимо разделить группу по интересам, методам работы, вылазкам по заготовке материала и др.); – индивидуальная; – совместная с родителями и школой; – учебная экскурсия. Как становится видно из данного перечня, коллективистская направленность является одной из превалирующих действенных форм работы детей. Средства работы – внутриколлективные мероприятия («огоньки», походы, выходы в лес и на речку, экскурсии, выставки); – ежегодный творческий показ достижений родителям и другим детям; – проведение «дня открытых дверей», выставок работ обучающихся для пропаганды достижений творческого объединения и привлечения новых учащихся. Важным этапом в работе кружка является отчетная выставка работ его членов и проведение итоговых занятий. Руководитель и вся группа подводит итоги работы каждого кружковца и всего кружка в целом, отмечает, какие знания приобрели дети, и чему они научились, посещая кружок. Выставка - одно из самых действенных средств пропаганды детского художественного творчества. На специальных стендах, щитах и плакатах раскрывается содержание деятельности кружка, участие кружковцев в массовых мероприятиях, рассказывается о перспективах будущей работы.
Следует тщательно продумать размещение экспонатов, сделать надписи с указанием возраста, фамилии исполнителя. Желательно, чтобы выставку посетили специалисты, дали оценку работ, сделали конкретные замечания, поговорили с юными флористами об их изделиях. Подобные действия помогают воспитать у ребят чувство коллективизма, дружеские доброжелательные отношения и взаимопомощь, усидчивость и любознательность, а также создать условия для самоутверждения через участие в выставках и конкурсах.
Таким образом, на занятиях по декоративно-прикладному искусству у школьников воспитывается одна из важнейших черт будущего гражданина - коллективизм, умение работать и созидать в социуме, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|