Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
15:58
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012

Яструбинская Е. А. Использование театрализованных игр учителем-логопедом в образовательной деятельности по коммуникации
19.12.2012, 21:18
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
 
Яструбинская Евгения Алексеевна – учитель-логопед ГБОУ СОШ № 1353 (структурное подразделение «Дошкольное отделение») г. Москва, Зеленоградский АО. Педагогический стаж – 26 лет. Высшая квалификационная категория. Член творческой группы учителей-логопедов Зеленограда. Победитель окружного этапа Московского городского конкурса профессионального мастерства «Сердце, отданное детям». Неоднократно награждалась Почетными грамотами и благодарностями. Победитель I-го Открытого конкурса «Методист года». Участник научно-практического семинара «Перо Шекпира. Путешествие по театру». Дипломант III-го Московского Международного театрального фестиваля «Давыдовский» (2013). Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
 
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОММУНИКАЦИИ
для детей старшего дошкольного возраста
 
Знакомство детей с произведениями искусства, с сокровищницей русской мировой литературы, с лучшими образцами русского народного творчества должно начинаться с первых дней жизни. Время жизни ребенка до шести лет – это богатейший период по способности быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения: речью. Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию окружающего его мира, природы, вещей, человеческих отношений. «…от пятилетнего ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние…», – справедливо отмечал великий педагог К.Д.Ушинский. Важным подспорьем в логопедических занятиях с дошкольниками становится театрализованная игра.
 
Театрализованная игра – это удивительный сказочный мир, наполненный яркими впечатлениями и переживаниями. В таких играх ребенок усваивает содержание произведения, логику и последовательность событий, знакомится с ярким и выразительным языком, обогащая свой словарь, формирует грамматический строй речи, автоматизирует в речи поставленные звуки, дифференцирует их, развивает интонацию, мимику, воображение, логическое мышление, внимание. Театрализованная игра решает коррекционные, развивающие, общеобразовательные, воспитательные программные задачи.
 
 Рассмотрим каждую из задач более подробно.
1.Развитие речевых процессов и техники речи Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети учатся адекватно оценивать качество своих речевых высказываний и сверстников. Дети охотно проявляют речевую активность в различных видах театрализованной деятельности. Помимо специфических логопедических приемов я регулярно применяю упражнения, направленные на развитие слуховой памяти: запоминание рядов из 3-4 слов; воспроизведение серии простых действий. Постепенно в упражнения включаются слова все более сходного звукового состава, увеличивается их количество. Широко использую различные виды слоговых упражнений: воспроизведение ритмов; сочетание отстукивания ритма и проговаривания; рифмованные фразы, чистоговорки, скороговорки. Используются игры и упражнения, направленные на развитие правильного речевого дыхания и свободной работы артикуляционного аппарата, выработки четкой дикции, умение разнообразно интонировать. Занятия с использованием театрализованных игр позволяют развивать связную образную речь, творческую фантазию. Дети учатся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простые рифмы, произносить скороговорки, читать стихи. Дети разыгрывают шутки, рассказы, составленные по картинкам, а также литературные произведения, с которыми знакомятся на логопедических занятиях, при автоматизации поставленных звуков и введении их в активную речь. Я подбираю игры, шутки, прибаутки, скороговорки, поговорки и использую их на занятиях, помогая детям в развитии фонематического слуха, формируя способности улавливать точные звуки, различать их, подготавливая ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее труднопроизносимые детьми, где много свистящих, шипящих, сонорных звуков, которые то и дело слышаться в прибаутках, даются позднее, по мере овладения детьми правильным звукопроизношением. В шутках много слов, разных по смыслу, но отличающихся одним звуком. Именно на игре со словом ребенок учится тонкостям родного языка и тому, что филологи называют «духом языка», а логопеды – «чутьем языка». Когда дети научатся различать вариантность разных звуковых сочетаний, играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливать звучание русской речи, ее мелодику, интонацию, ее выразительность, образность, подражают сказочным героям, животным, я перехожу к более сложным вариантам – к играм-драматизациям, к постановкам сказок.
 
Один из самых интересных видов театрализованной игры, который приобретает среди современных методов педагогики все большую популярность, – кукольный театр, и его нельзя рассматривать, только как развлечение. Восприятие кукольного театра – сложный психологический процесс, который формирует умственные способности детей, развивает память, мышление, речь, создает предпосылки для более сложных процессов мышления. Так у меня зародилась мысль создать «Театр кукол», который помогал бы мне в работе с детьми. Зная, что у детей к концу занятия снижается умственная работоспособность, я использую удачный прием – вношу куклу в конце занятия. И дети снова становятся активными. Театральные куклы бывают разные. Но я в своей работе чаще использую пальчиковые куклы, так как они больше оказывают коррекционное воздействие на развитие мелкой моторики руки. Эти куклы я шью сама из ткани, а также использую покупные.
 
Работа со сказочным персонажем – шариком – очень проста, и дети всегда охотно играют с ним, разыгрывая диалоги, шутки, маленькие инсценировки, несложные сказочные сюжеты. Далее я использую более сложный вид работы с куклой-перчаткой, это головки с персонажами разных героев, которые закрепляются на указательных пальчиках перчатки. При этом большой и средний пальцы управляют руками кукольного персонажа. Дети учатся надевать перчатку на руку и управлять каждым своим пальчиком. Движения пальчиков несложные, но очень выразительные. Важно учитывать леворукость у детей. Зная, что их нельзя переучивать, так как могут возникнуть разные нарушения психики и речи, я стараюсь развивать у них обе руки.
 
Мы с детьми инсценируем русские народные сказки «Колобок», «Рукавичка», «Теремок», шутки о животных, о дружбе, знакомимся с правилами дорожного движения, раскрываем скрытый смысл русских народных пословиц. На каждом занятии дети учатся слышать красоту великого русского языка. И только после долгой предварительной работы можно раздавать детям больших кукол в одежде, которые надеваются на руку. Детям даются пояснения, что надо делать, чтобы кукла ожила, заговорила. На каждое слово кукла должна делать наклоны головой, т.е. работать указательным пальцем. Не сразу у ребят это получалось. Особенно трудно дизартрикам, детям с нарушениями мелкой моторики и артикуляционного аппарата. Но постепенно скованность движений сглаживается, и дети владеют навыком вождения кукол. В ходе театрализованных игр дети знакомятся с культурой поведения в театре. Надо помнить, что ребенок – не актер. Он играет для себя.
 
Важна большая предварительная работа взрослого по ознакомлению с художественной литературой. Поэтому на занятиях я предварительно разбираю с детьми и анализирую образ каждого героя-персонажа. Ребята знакомятся с характерами героев, их поступками, действиями, в которых каждый из героев живет. Эту работу я провожу, в основном, в процессе организованной образовательной деятельности по коммуникации, по мере постановки и автоматизации звуков. Для заучивания подбираю материал только с правильно произносимыми звуками. Учу детей имитировать движения животных, передавать голосом различные состояния: страх, радость, вопрос, удивление.
 
 Так, в игре «Узнай, кто это?»
дети движениями изображают злого волка, смелого петуха, хозяюшку-лягушку. А другие дети отгадывают, кого изобразили их товарищи. Именно в такой творческой атмосфере проявляется речевая активность ребят, инициатива, фантазия, увлеченность. В игре-драматизации детей объединяют общие переживания, и они учатся действовать согласованно, подчиняя свои желания интересам всего коллектива. Вместе с героями сказок дети радуются, волнуются, горюют, постигают красоту человеческого общения. Ребенку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, пережить его чувства. Поэтому создание любого образа требует от ребенка активного мышления, творческого воображения.
 
 Если дети не понимают сущности создаваемого образа, если их переживания не связаны с действиями героя произведения, то образ становится бедным и невыразительным. Это я вижу в спектакле. Одни дети работают смело, действуют активно, другие – со страхом, неловко, действуют скованно, теряют звуковую четкость, пропускают слова. Поэтому, пока ребята не начнут себя спокойно чувствовать в игре, им необходима моя индивидуальная помощь. Я учитываю уровень речевых и умственных способностей детей, ведь он не одинаков. Начиная работу по игре-драматизации, я всегда советуюсь с детьми, где и как им удобно работать за ширмой, какие нужно использовать атрибуты.
 
 
Театрализованные игры пробуждают у детей лучшие чувства, которые оберегают их от черствости, эгоизма, равнодушия. Игры-драматизации наглядно показывают в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, закаляют душевные силы ребенка и вселяют в него уверенность в неизбежности победы добра над злом. Эти игры учат чувствовать человеческие пороки: злобность, заносчивость, трусость, плаксивость, жадность, жестокость. После театрализованных занятий дети охотно участвуют в творческой жизни сада. Наши актеры активно принимают участие в тематических досугах, родительских вечерах, творческих конкурсах, праздничных концертах.
 
 2. Развитие мелкой моторики пальцев рук
 Движение кистей рук и речь человека взаимосвязаны. Около трети двигательной области в головном мозге занимает проекция кисти руки, которая расположена очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне говорит о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка, даже больше, чем тренировка общей моторики. И до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, полноценного развития речи добиться очень трудно. Сначала у детей начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук готовит почву для последующего формирования речи. Поэтому этот факт должны использовать родители, педагоги, логопеды в работе с детьми у которых речь развивается с отставанием. В развитии движений пальцев рук помогают народные игры с пальчиками.
 
С младенчества, слыша произведения устного народного творчества, малыш учится улавливать звуки родного языка, их мелодику, овладевает умением понимать их смысл, а уже позже начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка. Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Народное творчество с удивительным педагогическим мастерством ведет ребенка от простейших игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок. Учителям-логопедам необходимо использовать эти знания на занятиях с детьми раннего возраста. Регулярные занятия с пальчиками, с кукольными перчаточными куклами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
 
3. Развитие естественных психомоторных способностей и общей моторики
 
На занятиях развиваются умения произвольно реагировать на речевые звуки, музыкальное сопровождение, команду, готовность действовать согласованно. Развивается пластика, двигательные способности, ловкость, подвижность, координация движений. Дети учатся запоминать заданные позы и образно передавать их с помощью выразительных пластических движений, пользоваться разнообразными жестами. 4.Формирование зрительно-пространственных представлений Различение ребенком пространства формируется на основе восприятия им собственного тела. Усваиваются взаиморасположение отдельных частей тела, различение сторон правой, левой.
 
Ребенок переносит это понимание на окружающее пространство, на расположение предметов по отношению друг к другу. Предпочтение использования правой или левой руки у детей устанавливается уже к 3-5 годам. Отставание в выделении ведущей руки приводит к трудностям в усвоении чтения, письма («зеркальное письмо»). Работая с театрализованной куклой, дети учатся не только ориентироваться на собственном теле, различать левую и правую стороны, управляя куклой, но и ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на сценической площадке, выполняя разные действия. Дети учатся работать с декорацией, двигаться за ширмой.
 
Итак, чтобы ребенок больше проявлял активности в связной речи, стремился к результатам по развитию речи, в развитии звукопроизношения, впитывал лучшие человеческие качества, на занятиях необходимо применять театрализованные игры. Взрослым надо проявлять в работе с детьми больше фантазии, творчества, а главное – терпения. Это поможет ребятам вырасти духовно богатыми, активными в жизни, а, значит, счастливыми. «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок». (В.А.Сухомлинский).
 
Все права защищены.
Никакая часть данной статьи
не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс
А Вы хотите стать нашим автором?
Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 | Добавил: Admin | Теги: Яструбинская
Просмотров: 2429 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz