Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
22:27
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012

Капралова М. В. Совершенствование речевых областей путем формирования кинестетичских импульсов от пальцев рук
25.09.2012, 16:45
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
 
Капралова Мария Васильевна - учитель-логопед МДОУ д\с № 1720 «Новости» п. Малаховка Люберецкого р-на Московской области
 
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ОБЛАСТЕЙ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ ИМПУЛЬСОВ ОТ ПАЛЬЦЕВ РУК
(из опыта работы)
 
У детей при ряде речевых нарушений учеными отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Поэтому при системном обучении и воспитании дошкольников необходимо предусматривать введение в данном направлении воспитательно-коррекционных мероприятий. Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук (Кольцова М.И., Исенина Е.И., Фомина Л.В.).
 
 Если развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше возрастной нормы. В своей работе я применяю разные приемы и методы с целью развития мелкой моторики у детей.
 
Перечислю некоторые основные направления.
 
I.Игры и упражнения, способствующие развитию движения пальцев рук, их взаимодействию, координации и развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на определенном речевом материале, движения пальцев соответствует тексту. Движения выполняются одновременно с речью. Примеры упражнений.
 
Упражнение 1.
«Дождик»
Дождик, дождик, кап-кап-кап. (Сжимание и разжимание кистей).
Ты не капай, дождик, так. (Поочередное поглаживание кистей).
Мы хотим идти гулять. (Одноименные пальчики здороваются).
Солнце выгляни опять. (Поднимание и опускание пальчиков из и.п. в замке). (Примечание: и.п. – исходное положение).
 
Упражнение 2. «Зайки»
Ушки длинные у зайки, (Сжимание и разжимание кулачков).
Из кустов они торчат. (Выставление вверх указательного и среднего пальцев).
Ушки прыгают и скачут (Хлопок, кулачки – на колени).
 Веселей самих зайчат. (Круговые движения кистями).
 
Упражнение3. «Цветок»
Два нарядных лепестка Шевелились у цветка. (Основная часть кистей прижаты, пальчики медленно и хаотично двигаются).
 Я сорвать его хотел, (Сжимание и разжимание кулачков).
 Он вспорхнул и улетел. (Взмахи кистями).
 
II. Физкультминутка – это элемент двигательной активности для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Для детей логопедической группы проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Я считаю, что это вызывает необходимость составлять для каждого из пальцевых упражнений подходящий по смыслу стихотворный текст.
 
 И, как показал мой опыт, сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Приведу примеры некоторых физкультминуток, используемых мною для развития пальцевой моторики у детей с нарушениями речи. В начале обучения я провожу физкультминутки, на которых дети выполняют упражнения с легкими пальцевыми движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем.
 
Упражнение сопровождается чтением стихов.
 а) «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(Пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).
Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять, (Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев).
Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять.
 Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхнуть кистями).
 
б) «Лягушка»
 Две лягушки на дорожке, (Движение «лягушки» обеими руками).
 И у них озябли ножки.
 
 в) «Щука»
В пруд купаться не пойду – щука плавает в пруду. (Движение «щука»).
 
3. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
 Я применяю два блока заданий:
 первый – это работа с пальчиками;
второй – это работа со счетными палочками.
 
Первый блок заданий – работа с пальчиками
Например, «Мальчик с пальчик»,
«Этот пальчик дедушка…» и другие.
а) Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я.
б) Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
 Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора.
 
Второй блок – это работа со счетными палочками.
При составлении фигурок из палочек я даю детям следующие задания:
– сосчитать палочки, из которых выполнена фигура;
– если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета;
 – сосчитать геометрические фигуры, из которых состоят основные фигуры (сколько треугольников, квадратиков);
– сосчитать уголки (острые и тупые), входящие в фигурку;
– самому придумать и сложить фигурку. Выполнение фигурок из палочек
 
(Примечание: задания сопровождаются стихотворными рифмовками).
 
 а) Прямоугольник Прямоугольник квадрата длиннее. Фигура попроще, рисуем смелее. б) Звездочка Звезды нам с небес сияют, Ночью путь нам освещают.
в) Рыбка Рыбка плавает в воде, Плещется, играет.
г) Флажок В руки я флажок возьму И на праздник с ним пойду. Данные упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т.п.). Описанные приемы позволяют развить у детей более мелкие движения пальцев рук, требующих особых усилий у малышей с речевой патологией. Мои наблюдения за детьми позволяют сделать вывод, что дети дошкольного возраста, имеющие ОНР, в процессе коллективных игровых действий во время физкультминуток становятся более уверенными, моторно-активными, усваивают правила игр, которые затем переносят в самостоятельную игровую деятельность.
 
Литература:
 1. В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь».
2. Т.А. Ткаченко «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи». М.: ГНОМ и Д. - 2004.
3. И.С. Лопухина «Логопедия. Речь, ритм, движение», Санкт-Петербург Корона-принт. - 2004.
4. Т.В. Волосовец «Преодоление общего недоразвития речи дошкольников». Москва - 2002.
 
Все права защищены.
Никакая часть данной статьи
не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс
А Вы хотите стать нашим автором?
Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru




Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 | Добавил: Admin | Теги: опубликовать статью, Талантливый педагог, Капралова
Просмотров: 1059 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz