ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Капралова Мария Васильевна - учитель-логопед МДОУ д\с № 1720 «Новости» п. Малаховка Люберецкого р-на Московской области
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ОБЛАСТЕЙ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ ИМПУЛЬСОВ ОТ ПАЛЬЦЕВ РУК
(из опыта работы)
У детей при ряде речевых нарушений учеными отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Поэтому при системном обучении и воспитании дошкольников необходимо предусматривать введение в данном направлении воспитательно-коррекционных мероприятий. Экспериментально доказана зависимость развития речи детей от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук (Кольцова М.И., Исенина Е.И., Фомина Л.В.).
Если развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше возрастной нормы. В своей работе я применяю разные приемы и методы с целью развития мелкой моторики у детей.
Перечислю некоторые основные направления.
I.Игры и упражнения, способствующие развитию движения пальцев рук, их взаимодействию, координации и развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на определенном речевом материале, движения пальцев соответствует тексту. Движения выполняются одновременно с речью. Примеры упражнений.
Упражнение 1.
«Дождик»
Дождик, дождик, кап-кап-кап. (Сжимание и разжимание кистей).
Ты не капай, дождик, так. (Поочередное поглаживание кистей).
Мы хотим идти гулять. (Одноименные пальчики здороваются).
Солнце выгляни опять. (Поднимание и опускание пальчиков из и.п. в замке). (Примечание: и.п. – исходное положение).
Упражнение 2. «Зайки»
Ушки длинные у зайки, (Сжимание и разжимание кулачков).
Из кустов они торчат. (Выставление вверх указательного и среднего пальцев).
Ушки прыгают и скачут (Хлопок, кулачки – на колени).
Веселей самих зайчат. (Круговые движения кистями).
Упражнение3. «Цветок»
Два нарядных лепестка Шевелились у цветка. (Основная часть кистей прижаты, пальчики медленно и хаотично двигаются).
Я сорвать его хотел, (Сжимание и разжимание кулачков).
Он вспорхнул и улетел. (Взмахи кистями).
II. Физкультминутка – это элемент двигательной активности для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Для детей логопедической группы проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Я считаю, что это вызывает необходимость составлять для каждого из пальцевых упражнений подходящий по смыслу стихотворный текст.
И, как показал мой опыт, сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Приведу примеры некоторых физкультминуток, используемых мною для развития пальцевой моторики у детей с нарушениями речи. В начале обучения я провожу физкультминутки, на которых дети выполняют упражнения с легкими пальцевыми движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем.
Упражнение сопровождается чтением стихов.
а) «Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(Пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).
Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять, (Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев).
Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхнуть кистями).
б) «Лягушка»
Две лягушки на дорожке, (Движение «лягушки» обеими руками).
И у них озябли ножки.
в) «Щука»
В пруд купаться не пойду – щука плавает в пруду. (Движение «щука»).
3. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
Я применяю два блока заданий:
первый – это работа с пальчиками;
второй – это работа со счетными палочками.
Первый блок заданий – работа с пальчиками
Например, «Мальчик с пальчик»,
«Этот пальчик дедушка…» и другие.
а) Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я.
б) Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора.
Второй блок – это работа со счетными палочками.
При составлении фигурок из палочек я даю детям следующие задания:
– сосчитать палочки, из которых выполнена фигура;
– если фигура выполнена из разноцветных палочек, то сосчитать палочки каждого цвета;
– сосчитать геометрические фигуры, из которых состоят основные фигуры (сколько треугольников, квадратиков);
– сосчитать уголки (острые и тупые), входящие в фигурку;
– самому придумать и сложить фигурку. Выполнение фигурок из палочек
(Примечание: задания сопровождаются стихотворными рифмовками).
а) Прямоугольник Прямоугольник квадрата длиннее. Фигура попроще, рисуем смелее. б) Звездочка Звезды нам с небес сияют, Ночью путь нам освещают.
в) Рыбка Рыбка плавает в воде, Плещется, играет.
г) Флажок В руки я флажок возьму И на праздник с ним пойду. Данные упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т.п.). Описанные приемы позволяют развить у детей более мелкие движения пальцев рук, требующих особых усилий у малышей с речевой патологией. Мои наблюдения за детьми позволяют сделать вывод, что дети дошкольного возраста, имеющие ОНР, в процессе коллективных игровых действий во время физкультминуток становятся более уверенными, моторно-активными, усваивают правила игр, которые затем переносят в самостоятельную игровую деятельность.
Литература:
1. В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь».
2. Т.А. Ткаченко «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи». М.: ГНОМ и Д. - 2004.
3. И.С. Лопухина «Логопедия. Речь, ритм, движение», Санкт-Петербург Корона-принт. - 2004.
4. Т.В. Волосовец «Преодоление общего недоразвития речи дошкольников». Москва - 2002.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|