ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Хацукова Зухра Казбековна – воспитатель МБДОУ д\с комбинированного вида № 29 «Колосок» мкр. Сходня г. Химки. Педагогический стаж – 11 лет. Награждена Почетными грамотами Управления по образованию (2009, 2012), Благодарственным письмом Министерства образования Московской Областной Думы (2010). Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог".
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Экологическое воспитание – это процесс, цель которого – увеличить во всем мире количество населения, осознающего экологические и связанные с ними проблемы, имеющего знания, положительную мотивацию, нацеленного работать в направлении решения существующих проблем и предотвращения будущих. Содержание приведенной формулировки ясно указывает на длительность этого процесса. Следовательно, экологическое воспитание должно начинаться как можно раньше – в дошкольном возрасте, так как в этом возрасте происходит формирование важнейших новообразований в интеллектуальном, нравственном, эмоциональном развитии ребенка – формировании личности.
В течение многих лет общество было нацелено на преобразование природы, на то, чтобы «взять у нее богатства», а человек считал себя победителем, покорителем природы. У подрастающего поколения нужно сформировать новое экологическое сознание. Тогда это поколение будет строить свои отношения с природой с иных позиций: человек – особая, разумная, но все же только часть природы, а экология – это не просто наука, это мировоззрение. Развивать положительные эмоции детей по отношению к природе помогают игры – превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Ведущая идея моего опыта работы – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступков. Мной разработан и внедрен в работу по экологическому воспитанию проект «Шестиногий народец».
Паспорт проекта: – тип: экспериментально-исследовательский; – по времени: средне срочный (2 месяца); – по характеру контактов: открытый; – по количеству участников: групповой; – участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, родители; – форма представления: слайдовая презентация.
Актуальность проблемы: Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому мой проект направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых. Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров, нас поражает их многообразие. Знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Остановитесь! Оглянитесь вокруг! Любое насекомое, не зависимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и замечательным.
Аннотация проекта: Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знания о назначении жизни насекомых, их привычках и повадках очень полезны. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, жучков – мир насекомых.
Цели данного проекта: – создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта
«Шестиногий народец»; – формирование навыков правильного поведения в природе. Задачи проекта: – расширить и систематизировать знания детей о насекомых; – стимулировать любознательность; – формировать у дошкольников бережное отношение к природе; – формировать навыки исследовательской работы.
Гипотеза: Если ребенка научить понимать всю важность роли насекомых в экологической цепи, то он, несомненно, будет ценить и беречь все, что его окружает.
Основополагающий вопрос проекта: Нужны ли насекомые в природе? В начале работы над проектом перед детьми были поставлены проблемные вопросы:
Что произойдет в природе, если насекомые исчезнут?
На сколько велика их роль в природе?
3 этапа работы над проектом:
подготовительный этап; основной этап; заключительный этап.
Подготовительный этап включал в себя: изучение литературы; определение целей и задач, перспективное планирование по теме; подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала; диагностика.
Прежде чем перейти к основному этапу проекта, с детьми проводилась предварительная работа: чтение рассказов, сказок о насекомых; беседы «Кто такие насекомые?», «Насекомые нашего края», «Кто живет в подземном царстве?»; экскурсия «В гости к насекомым»; · наблюдение за жизнью муравейника · разучивание пословиц, стихов, загадок о насекомых Следующий этап – основной этап.
Основной этап включает в себя:
1. Практическую деятельность: изготовление макета»Муравейник»; изготовление природоохранных знаков; создание альбома «Насекомые»; зарисовки на экологической тропе; создание творческой книги по книге В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»; рисование по теме «В траве сидел кузнечик…»
2. Речевую деятельность: экотренинг «Если бы я был насекомым…»; дидактические игры по теме; сочинение экологических загадок, сказок о насекомых; составление и разгадывание кроссворда «Насекомые».
3. Позновательную деятельность: КВН «Знатоки насекомых»; элементарная поисковая деятельность («Почему у бабочек крылья ярко окрашены?», найти на экологической тропе муравьиные дорожки, обследование пенька и др.).
Проводилась и работа с родителями: оформление родительской доски по данной теме; выставка поделок детей и родителей; выступления на родительских собраниях; изготовление родителями костюмов для спектакля.
Оценив результаты основного этапа, я перешла к заключительному этапу: анализировала результативность работы; проводила обработку и оформление результативности проекта; демонстрировала презентацию проекта.
Были получены следующие результаты исследования: сформировался устойчивый интерес детей к природе; повысился уровень экологической грамотности воспитанников; сформировалось чувство сопереживания и желания помочь маленьким обитателям. Анализу усвоения знаний детей по теме проекта. Диагностика проводилась 2 раза за период работы над проектом – первичная и контрольная. Первичная диагностика была направлена на выявления уровня начальных знаний детей о насекомых. Основным средством исследования была использована беседа с ребенком. Детям было предложено ответить на вопросы: «любишь ли ты насекомых?», «какую роль играют насекомые в жизни?», «с кем из них тебе нравится встречаться, а с кем нет?» и др.
Контрольная диагностика направлена на выявление результативности проекта. В процентном соотношении, до проекта уровень знаний детей составлял: высокий – 30%, средний – 25%, низкий – 45%; после проекта: высокий – 45%, средний – 40%, низкий – 15%.Таким образом, видно – сократилось количество детей с низким уровнем знаний и возросло количество детей с высоким уровнем.
Работа с педагогами: Мой опыт работы над проектом «Шестиногий народец» был представлен на педагогическом совете в виде слайдовой презентации. Таким образом, можно сделать вывод: воспитание у ребенка бережного отношения и любви к окружающей природе способствует формированию отзывчивой и гуманной личности.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|