ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 2012
Криворучко Ольга Николевна - учитель-логопед ЛБ ДОУ № 1 «Родник» г. Лосино-Петровский Моск. обл. Стаж педагогической работы 12 лет. «Почетная грамота» Генерального директора ООО «Центр дополнительного образования» Глушаковой И. С. за участие в конкурсе «Времен года», участник открытого Московского регионального конкурса детского научно-фантастического рассказа и рисунка «Эра фантастики». Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог»
Развитие мелкой моторики рук у детей тяжелыми нарушениями речи
Формирование устной речи детей начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности, т.е. под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при современном речевом развитии, и в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются можным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что игры и упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.
Пальчиковые игры полезно сопровождать стихами, которые способствуют формированию и совершенствованию чувства ритма, что важно при обучении письму. Кроме того, стихи учат слышать рифму, ударение, делить слова на слоги. Для развития мелкой моторики пальцев рук можно использовать: -упражнения для массажа, -гимнастика для пальцев, -упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук, -упражнения развивающие координацию движений кистей и пальцев рук, - упражнения, развивающие взаимодействия между полушариями мозга, -упражнения с различными предметами и без предметов. Упражнения без предметов можно использовать в любое свободное время и они не требуют специальной подготовки. (Например, упражнение «пальчики кивают» автора О. И. Крупенчук), полезно и как физкультминутка – отдых на занятиях, в саду, на прогулке.
При изучении лексических тем полезно использовать штриховку и обводку. Дети выполняют охотнее игры с предметами (мячом, бусами, платками и др.), тем самым развивая тонкую моторику пальцев рук. Например (упражнения авт. О. И. Крупенчук):
Упражнение «Золушка»: двумя пальцами взять фасоль (горох) и положить фасоль в красную миску, а горох в синюю. Движения выполнять одновременно двумя руками.
Упражнение «Узелки»: надо двумя пальчиками развязать узелки на толстой и тонкой веревке, которые завязал «Незнайка».
Упражнение «Рвем бумагу»: нужно быстро разорвать небольшую бумажку двумя пальцами на мелкие кусочки, а потом сдуть их со стола и др. Детям подготовительной к школе группе можно предложить из красной мозаики выложить гласные буквы, а из синей – согласные. По окончании работы предложить придумать слова, которые будут начинаться с тех звуков, которые обозначаются буквами, выложенными ребенком из мозаики. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Выше перечисленные упражнения помогут исправить несовершенства тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук и овладеть необходимым навыками письма при дальнейшем обучении в школе.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|