ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 2012
Криворучко Ольга Николаевна - учитель-логопед МБ ДОУ № 1 «Родничок» г. Лосино-Петровский Моск. обл. Стаж педагогической работы 12 лет. «Почетная грамота» Генерального директора ООО «Центр дополнительного образования» Глушаковой И. С. за участие в конкурсе «Времен года», участник открытого Московского регионального конкурса детского научно-фантастического рассказа и рисунка «Эра фантастики». Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог»
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОНР
Еще в древности речь считалась основным средством общения между людьми (помимо мимики, жестов и т.д.). также многогранно она использовалась и в музыке для выражения людьми своих эмоций, настроений и т.д. В коррекционной работе с детьми с ОНР положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, которые сочетают в себе движение, речь и музыку, и способствуют нормализации моторики и ритмической стороны речи, что помогает более интенсивной адаптации детей. Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей , что активизирует их познавательную деятельность и эмоциональную сферу.
Совместные коррекционные занятия устраняют нарушенные речевые функции и развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям: коррекционно-развивающее и информационно-консультативное. В процессе работы логопед и музыкальный руководитель осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях, а также всесторонне развивают личность дошкольника.
Учитель-логопед осуществляет: постановку диафрагмально-речевого дыхания; укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа; формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков; коррекцию нарушенных звуков, их автоматизацию и дифференциацию; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза; совершенствование лексико-грамматической стороны речи; обучение умению связно выражать свои мысли; обучение грамоте, профилактику дисграфии и дислексии; совершенствование мелкой моторики и т.д.
Музыкальный руководитель развивает: слуховое внимание и память, пространственное представления, координацию движений, умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок, а также воспитывает мелодико-интонационную сторону речи и фонематический слух.
План взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем на учебный год.
- журнал взаимодействия.
- совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
- участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
-составление картотек речевых игр, игр со словами и т.д.
- выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
- использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений, поговорок, считалок, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и др.
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и совместной деятельностью в работе логопеда и музыкального руководителя с другими специалистами ДОУ.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|