ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 2012
Магомедова Яна Александровна - преподаватель отделения театрального искусства МБОУ ДОД ДШИ н.п. Африканда. Автор Интернет-журнала "Таланиливый педагог"
Развитие творчествого воображения детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности
"Продукты творческого воображения художника начинают действовать перед вашим зачарованным взором ... ваши собственные представления становятся бледнее и бледнее. Ваши новые воображения более занимают вас, чем факты. Эти чарующие гости, которые появились здесь, теперь живут своими собственными жизнями и будят ваши ответные чувства. Они требуют, чтобы вы смеялись и плакали с ними. Подобно волшебникам, они вызывают в вас непобедимое желание стать одним из них. От пассивного состояния ума воображение поднимает вас к творческому" М. Чехов
Творческое воображение – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове¬ческого воображения вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста-новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст¬вий, а гибкости мышления, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умст¬венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что воображение человека следует признать одной из самых существенных частей его интеллекта и задачу его развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человече¬ством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече¬ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Художественно-творческие потенциал является одним из компонентов общей структуры личности. Развитие его способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой воображения являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Многие психологи отмечают, что благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Материальная и духовная культура, созданная человечеством к настоящему времени, является продуктом развития его воображения. Именно воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире.
Творческое воображение у детей проявляется и развивается на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Безусловно, что прогресс общества находится в прямой зависимости от развития воображения сегодняшнего поколения детей. Поэтому методы и приемы его развития - одна из актуальных проблем современного образования Решение данной проблемы побуждает изучить и проанализировать особенности развития воображения и творчества детей, выявить методы и приемы его развития путем детской театральной деятельности.
С точки зрения психологии наиболее актуален вопрос о формировании творческого воображения именно для детей младшего школьного возраста как первой ступени среднего образования. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.
Основу развивающей работы по развитию творческого воображения с детьми составляют творческие упражнения и сюжетные игры. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на развитие творческого воображения.
Работа по развитию воображения представляет собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. При разработке системы занятий были использованы методики и разработки Давыдова В., Гиппенрейтер Ю.Б, Гатанова Н.С., Заика Е.Е., Дьяченко О.М., Чехова М. Занятия могут проводиться как фронтально, так и малыми группами, или индивидуально.
Отдельные занятия и упражнения могут вплетаться в занятия по развитию актерского мастерства, речи, движения и вводиться в свободное время как игра. В задачи таких занятий входит: 1.Расширение кругозора детей; обогащение сенсорного опыта детей; включение всех анализаторов для создания более полной и обширной основы для воображения. 2.Активизация и развитие речи; обучение детей комбинированию и воспроизведению опыта; приемам оперирования представлениями – для развития собственного воображения. Структура занятий предполагает использование творческих приемов и разных методов, включающих: фантазирование; изодеятельность (работа с цветом, формой, абстракцией – элементы теории решения изобретательских задач); психогимнастику (развитие невербальных способов общения, широты эмоциональной выразительности), техники и приемы саморегуляции; сказкотерапию; элементы групповой дискуссии.
Основная цель занятий – развитие воображения и творческого потенциала обучающихся; осознание собственных творческих возможностей; преодоление барьеров, препятствующих актуализации творческих ресурсов.
Разработанные занятия проводились с группой детей в течение двух полугодий. Дети по очереди выходили на сценическую площадку учились кланяться, учились не бояться говорить. Занятия строились на технике речи - чистоговорки, разминки языка, цоканье, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, скороговорки, разминки пальцев, жестикуляция. В ходе занятий дети придумали различные истории, учились выходить из-за занавеса и начинать говорить с выражением. Особую роль уделялась развитию у детей мимики и жестикуляции. Проводились игры «Веселые превращения», «Представьте себе, что мы зайчики, мишки и другие звери», «Игры с воображаемыми предметами» (с мячом, с куклой и др.). В ходе занятий применялось чтение художественной литературы, вместе с детьми сочиняли истории, играли в развивающие игры «Мое настроение», игры-драматизации: «На лесной поляне», «На болоте», проигрывали мини-этюды, пантомимы, проводили конкурсы литературной викторины, которые вызывали у детей большой восторг. Использовали шапочки, костюмы, атрибуты, аудиозаписи.
Постоянно знакомились с произведениями детских писателей К.И.Чуковского. С.Я.Маршака, А.Л.Барто. После их прочтения проводилось обсуждение произведения, в ходе которого дети выявляли характер героев, положительный или отрицательный, и как можно его показать, проиграть.
Применялись упражнения и этюды: «Угадай, что я делаю?», «Превращение детей» (в насекомых, в зверей), проигрывали этюды на основные эмоции – «грусть», «радость», «гнев», «удивление», «страх»… Такие упражнения развивают у детей умение передавать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов. Проводились игры на жестикуляцию «уходи», «согласие», «просьба», «отказ», «прощание». А также игры по технике речи, «Зарядка для язычка», «Цоканье», «Достань язычком губу, нос, щечку» и на дыхание: «Эхо», «Ветер» и др. И на развитие фантазии «Продолжи сказку…».
Проводимые в течение года игры и упражнения на развитие творческого воображения позволили не только сформировать эмоциональной отношение к деятельности, но и способствовали процессу развития воображения.
Для сравнения уровня творческого воображения детей были использованы методики диагностики В. Синельникова, В. Кудрявцева и «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко. Результаты диагностики фиксировались и при сравнении результатов диагностики на начало и конец года позволяет увидеть, что уровень развития воображения в группе значительно повысился.
Развитие воображения, творческих возможностей – тонкий процесс, пронизывающий все развитие личности ребенка. Это можно было наблюдать и в процессе работы. Хотя детям давались задания только на развитие воображения, почти у всех ребят произошли существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных ответов. У них явно снизился страх перед неудачей, перед возможным критическим замечанием. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению.
Уже сейчас можно сказать, что, развивая воображение, творческий потенциал ребенка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его особенностей, и мы должны чутко улавливать такие особенности каждого ребенка, строить все воздействия с их учетом.
Литература: Дъяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. – М.: РАО, 1996. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М.: МПУ, 1996. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. Чехов М. Работа актера. – М.: АРКТИ, 1984.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|