ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Макаренкова Марина Александровна - воспитатель ГБОУ детского сада №1817, автор Интернет-журнала "Талантливый педагог". Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог".
Игра–ведущий вид деятельности для детей дошкольного возраста.
Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат труда — создание общественно значимого продукта. По утверждению психологов, педагог не может увидеть результат своего труда. Ребенок находится с воспитателем на определённой стадии развития и какой, он будет через много лет предположить никто не сможет. Поговорим о видах деятельности и конкретной деятельности такой как игра. Игра не создает общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей.
Труд — процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества. Воспитатель-это создатель духовных ценностей общества и ставятся перед воспитателем определенные задачи. В психическом развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей — кукла) ,упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрублено имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности. Игра организуется свободно, нерегламентированно.
Мотивом игры является удовольствие, которое ребенок испытывает от самого процесса игры. А основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Виды деятельности не существуют изолированно, в разные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. Для одного периода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого — учение, а для третьего — труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности.
До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности — игра.
Ведущий вид деятельности школьника — учение, взрослого — труд.
Игра. Анализируя игру как вид деятельности, следует, прежде всего, выяснить ее природу. В буржуазной психологической литературе широко распространены биологизаторские теории игры, согласно которым игра ребенка освобождает врожденную биологическую потребность в активности, одинаково присущую как животным, так и человеку. Развитие игры ребенка пытаются связать с соответствующими этапами развития человеческого общества. Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра есть отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира. В первых играх ребенка отчетливо выступает руководящая роль взрослых. Взрослые "обыгрывают” игрушку. Подражая им, ребенок начинает играть самостоятельно. Затем инициатива организации игры переходит к ребенку.
Но и на этом этапе руководящая роль взрослых остается. С развитием ребенка игра изменяется. В первые два года жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими предметами, что приводит к возникновению функциональных игр. В функциональной игре перед ребенком раскрываются неизвестные для него свойства предметов и способы действия с ними. Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие. Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах.
Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх. Ребенок играет в "дочки-матери”, в "магазин”, беря на себя определенную роль. Сюжетно-ролевые игры возникают в 3—4 года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе.
Сюжетно-ролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома, включаются в коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В коллективных сюжетных играх, которые к 6—7 годам становятся более длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Сюжетно-ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнеров.
Игры по правилам широко представлены в жизни школьников и взрослых. В спортивных состязаниях, в решении кроссвордов и других играх, требующих умственного напряжения, человек переключается на другой вид деятельности, совершенствует свои умственные и физические силы, получает эмоциональную разрядку.
Игра, являясь основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста, не исключает и других видов деятельности. Имеется положительный опыт обучения дошкольников в детских учреждениях музыке, рисованию, иностранному языку. Все перечисленные виды деятельности: игра, элементы труда и учения — готовят ребенка к школе. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы. До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию. Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий. На первом этапе она представляет собой копирование действий и поведения взрослых.
Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми "играют" взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. К правилам ребенок еще не чувствителен. В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых.
В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. Игра – критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем можно многое узнать. Игра как ведущая деятельность заложена в основу многих тестов, например, сценотеста. Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице).
Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности. Игра в современной культуре является своеобразным культом. До семи лет, пока ребенок не пошел в школу, ему разрешается играть. Так было не всегда. Там, где ребенок с детства включен в труд взрослых, игра отсутствует. Дети всегда играют в то, что им недоступно. Поэтому в обществе, где ребенок приобщен к труду взрослых, игры не нужны. Там дети играют в "отдых". В нашей группе в настоящее время 3-х летние дети. Дети начинают играть не рядом ,а вместе используя микрогруппы. Наша задача создать условия для игр в группе, так называемую среду. Хочется остановиться на возможности развития речи детей в процессе игры и с этой целью я расскажу о занятии, которое в дальнейшем перешло в игровую деятельность для детей.
При рассказывании сказки К.И. Чуковского «Цыплёнок» мы использовали картинки по сюжету, предварительно раскрасив с детьми не раскрашенные картинки. Рассказывая сказку, картинку выставляли на доску, обсудили на занятии героев сказки, рассказали какие они. Пересказывая , пользовались указкой. Дети с интересом слушали сказку, затем сами её рассказывали по просьбе воспитателя. Картинки с сюжетом, так и остались в свободном доступе у детей и дети, потом уже вне занятий, брали указку и рассказывали эту сказку, играли в игру. Перекладывали картинки, восстанавливая сюжет сказки.
Мы пошли дальше предложили родителям изготовить из ткани героев этой сказки (цыплёнка, петуха, курицу, лягушку, кота). Хотим сделать свой театр. А еще готовы листы с цветными иллюстрациями , которые мы рассмотрим и сможем создать свою книгу. Мы также обыграли РН сказку теремок и в игровой зоне у нас сейчас стоят мышка-норушка, лягушка – квакушка, и т.д. и домок-теремок. В зимний период хотим изготовить рукавичку и одеть животных. Игра продолжится по сюжету сказки «Рукавичка». Дети охотно играют, идет процесс запоминания героев в игре, развивается речь.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|