ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 2012
Мазкова Ирина Алексеевна - логопед 1 квалификационной категории, МБДОУ компенсирующего вида д/с № 4 «Росток» г. Лосино-Петровский Московской обл., стаж работы 12 лет. Обладатель трех грамот от главы г. Лосино-Петровский и отдела образования, автор Интернет-журнала «Талантливый педагог"
ИНСТРУМЕНТ ПЕДАГОГА - ГОЛОС. КАК ЕГО БЕРЕЧЬ?
Современному педагогу необходимо в совершенстве владеть всеми компонентами педагогического общения, орфоэпическими нормами, а также обладать благозвучным, мелодичным, выносливым голосом. Сфера воспитания является сферой «повышенной голосо-речевой ответственности», так как речь, и голос как один из структурных компонентов речевой продукции, становятся важнейшим инструментом деятельности педагога, средством реализации всех задач методического и дидактического характера.
Проблема развития голоса педагогов в последнее время приобретает все большее социальное значение, так как профессиональные заболевания голосового аппарата у педагогов встречаются достаточно часто, что влияет на эффективность воспитательно-образовательного процесса. Что же необходимо для того, чтобы беречь голосовой аппарат? Важно постоянно поддерживать голосовую форму. Необходимо обращать внимание на беспричинные изменения тембра голоса, охриплость, а также чрезмерную утомляемость. Было бы неплохо научиться отличать неполадки в голосовом аппарате вследствие простуды от неправильного голосообразования. Нельзя работать даже в состоянии легкой простуды. Люди голосо-речевых профессий чаще склонны к простуде, которая локализуется в области верхних дыхательных путей. Это объясняется особой чувствительностью их голосового аппарата к охлаждению, условиям труда. Людям, которые подвержены частым заболеваниями гортани и быстрой утомляемости голоса, следует бережно относиться к своему речевому аппарату, не допускать его перенапряжения, используя для отдыха каждую свободную минуту.
После окончания рабочего дня лучше в течение 2-3 часов избегать продолжительных разговоров. При неизбежности таких разговоров следует говорить потише, пользоваться короткими фразами. Говорить нужно динамично, монотонная речь быстро утомляет голосовые складки, да и окружающим трудно слушать маловыразительную речь. Голос говорящего должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона. Шептать и кричать – вредно. При шепоте голосовые складки вовсе не вибрируют, а звук получается за счет шума. Большое значение имеет режим питания. Для голосовых складок вредна острая, слишком холодная и горячая пища. Чрезмерно соленая или кислая пища также раздражает слизистую оболочку.
Очень вредно употребление спиртных напитков. Не менее вредно и курение. Не следует разговаривать, а тем более петь в помещениях, где курят. Каждый, кто профессионально использует свой голосовой аппарат, обязан иметь элементарные знания по гигиене голоса и режиму профессиональной работы. В предупреждении голосовых нарушений большое значение имеет природная выносливость голоса и приспособляемость организма к условиям труда, однако соблюдение правил гигиены и ежедневные голосовые тренировки позволяют даже слабому от природы голосу быть работоспособным и постоянно совершенствовать коммуникативную компетентность педагога.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|