ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Мурзакаева Марина Николаевна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГБОУ начальная школа – д\с компенсирующего вида № 1853. Москва, Зеленоградский АО. Стаж преподавательской деятельности – 31 год. Ветеран труда, Отличник народного просвещения. Награждена медалью в честь 850-летия Москвы, а также многочисленными грамотами и дипломами окружного методического кабинета г. Зеленограда, Департамента образования города Москвы, обладатель Гранта Москвы. Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог".
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЙ ТРЕБУЕМЫХ ФГОС НОО РЕЗУЛЬТАТОВ
Расшифровка часто встречающихся в тексте аббревиатур:
ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты
НОО – начальное общее образование
От автора
Смысл педагогической деятельности – учение и воспитание, неотделимые друг от друга процессы. Именно это определяет мою позицию и мои принципы как учителя. Во главе воспитания стоит личность ребенка. Ориентация на личность с высоким уровнем формирования различных компетенций, способную к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а также к выявлению и созданию социально-педагогических и организационно- педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащегося.
Мое кредо – дарить детям радость!
«В наших школах не должно быть несчастных детей – детей, души которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении – верный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей». (В.А.Сухомлинский) Школа – это интереснейшая, удивительная страна, в которой создается будущее. Учитель соединяет в себе несколько профессиональных качеств - он и ученый, и предметник, и классный руководитель, и организатор, психолог и друг. Древняя мудрость гласит: « Учиться надо не для того, чтобы удивить других, а для того, чтобы совершенствовать себя». Этот путь для человека открывает школа. В настоящее время при введении ФГОС не работают раннее изученные правила, здесь все подвергается сомнению, здесь правда не равна истине, а истина постигается путем проб и ошибок. Здесь вечно царит активная деятельность, и она будет царить до тех пор, пока нам есть, ради кого работать.
Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в социуме. В условиях внедрения ФГОС к каждому учителю (а в особенности – учителю начальных классов) предъявляются новые требования по организации образовательного процесса. «Школа для ребенка, а не ребенок для школы» – вот девиз, которому должен следовать каждый педагог. Ребенок познает окружающий мир через деятельность, значит, в школе учитель должен обеспечить ему определенные условия для качественного усвоения материала. Педагогическая деятельность учителя с переходом на ФГОС изменится в том плане, что учитель будет строить свою работу в системе деятельностного подхода. Ребенок уже не объект, на который направлена педагогическая деятельность учителя, а субъект этой деятельности, равноправный ее участник. На уроках нужно научить детей общаться: слушать товарища, формулировать и высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, уметь договариваться, уступать. Этого можно добиться, используя групповые формы работы: по парам, в тройках, в группах. Учение более не рассматривается, как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество, как совместная работа учителя и учащихся в ходе овладения знаниями и решения проблем.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются коммуникативные универсальные учебные действия. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся: – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; – постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; – разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; – управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Значение коммуникативной компетенции для младшего школьника: 1. Она влияет на успешность ученика в учебе. 2. Школьник с достаточной коммуникативною компетенцией легко находит язык с одноклассниками, испытывая психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение общаться со сверстниками сужает круг друзей, вызывает ощущение одиночества в классе, что может провоцировать асоциальные формы поведения. 3. Коммуникативная компетентность рассматривается в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия будущей взрослой жизни.
Научная актуальность поставленного вопроса определена важнейшей задачей учителя начальной школы – сделать пассивную речь ученика активной, то есть дать ребенку возможность не только накапливать впечатления и образы, но также в полном объеме обмениваться своим багажом с другими участниками общения. Иными словами – привить ребенку потребность в речевом общении являться и адресатом, и адресантом. Поэтому результатом образования сегодня должны быть не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Коммуникативные умения и навыки – это своего рода «ключ» не только к успешной деятельности учащихся, но и к успешной их жизни в целом. Младшие школьники не всегда могут ясно и точно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для их развития. В области общения у многих школьники существуют проблемы и страхи.
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития.
На уроках и во внеурочной деятельности дети учатся следующему: а) выстраивать межличностные отношения (как относиться к одноклассникам, как научиться работать в группе, как научиться понимать учителя или ровесника); б) проводить самоконтроль и саморегулирование (знаю ли я себя? правильно ли я поступаю? как развить в себе хорошие привычки и бороться с плохими?); в) моделировать общение (разрешение конфликтов) через игры, классные часы, беседы, коррекционные занятия; г) овладевать информационно-коммуникативными технологиями (где можно найти информацию для урока? как понять, что является главным? как запомнить самое главное?)
В помощь педагогу, помимо существующих учебных пособий, могут пригодиться и нестандартные методы работы. Например, игра «в почтовый ящик», суть которой состоит в том, что в классе устанавливается специальный картонный ящик, в который учащиеся опускают письма к своему любимому сказочному герою, однокласснику и т. д. Письма, которые были, по мнению учителя, наиболее грамотными и лексически насыщенными, поощряются призами в конце учебного года. Для того чтобы активизировать данный метод, были разработаны и внедрены в практику уроки письма «Советы мудрого почтальона».
Одной из наиболее первоочередных задач, встающих перед учителем начальной школы, становится обогащение словарного запаса младшеклассников. Для расширения лексического диапазона речи школьников отечественная методика выделяет два ведущих направления – словарную работу и работу по обогащению грамматического строя речи учащихся, что определяет следующие действия по стимулированию их словарного багажа: – количественное расширение запаса слов, – обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами. Источники расширения словарного запаса учащихся были выявлены уже в конце XIX века: это учебная речь учителя, чтение книг, постижение учебных предметов, общение со сверстниками и с взрослыми. Позднее к ним прибавилось радио, кино, телевидение, печатные средства массовой информации, посещение театров, музеев, выставок. Учитель может использовать и раздаточный материал, подготовленный им самим, где бы предлагались для устного и письменного выполнения специальные лексические упражнения, направленные на обогащение и практическое применение словарного запаса: задания «Замените слово как можно большим количеством синонимов», «Выразите мысль другими словами», «Укажите другое лексическое значение слова».
Необходимо поощрять введение в ход урока таких элементов, которые поддержали бы развитие интереса к учебному процессу, к изучаемому материалу. Полезным видится использование заданий с элементами юмора. Еще древние греки утверждали, что «корень учения горек». Но зачем учить с горькими и бесполезными словами тому, чему можно научиться с улыбкой. Если построить урок интересно, пытаясь вызвать в глазах детей удивление, любопытство, азарт, восторг, радость, то «корень учения», образно говоря, может заменить свой вкус и стать сладким. В этом учителю поможет специальная наука – «Занимательное языкознание». В качестве домашнего задания (которое можно выполнить не к следующему уроку, а, например, в течение недели) целесообразно предлагать отгадывать кроссворды, викторины, тесты, доступные для образовательного и мыслительного уровня данного школьника с помощью толковых и энциклопедических словарей.
При этом следует напоминать, что работа с такими словарями должна постоянно иметь место при обучении русскому языку. Школьник также должен знать, что толковые словари и энциклопедии ему могут понадобиться не только на уроке русского языка или при подготовке к нему, но даже и после окончания школы во взрослой жизни. Для более успешного развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников большое внимание желательно уделять практической направленности обучения, сотрудничеству с детьми, организации учебного диалога, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий. Следует проводить развивающие занятия по формированию коммуникативных функций речи.
Все это помогает активизировать и формировать основные компоненты учебной деятельности. Исходя из вышеизложенного, нами была создана специальная Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию коммуникативных функций речи. Каждое занятие имеет свою тематику. Цель: создание благоприятного климата в классе как условия развития способностей каждого ученика. Задачи: – создать благоприятную эмоциональную обстановку в классе, способствующую развитию коммуникативных способностей детей; – формировать самостоятельность, расширять возможности для развития творческих и интеллектуальных способностей детей; – организовать работу для поддержки здоровья обучающихся; – воспитывать культуру взаимоотношений; – формировать навыки бесконфликтного и равноправного общения, развивать умение сотрудничать со сверстниками. Учебно-тематический план: данный курс рассчитан на 34 часа в год.
Подробную таблицу можно найти в сборнике "Образование. Дети. Творчество" № 3 (ноябрь, 2012)
Устойчивые положительные результаты в обучении можно стабильно получать при соблюдении педагогических условий, способствующих успешному формированию коммуникативных компетенций: развития мотивационно-ценностного отношения учащихся; обеспечения развивающего обучения; готовности учителя к решению поставленных проблем; сотворчества учителя и ученика в осуществлении этого процесса.
Использованная литература:
1. Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. – М., 1990.
2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1989.
3. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1993.
4. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. – М., 1989. 5. Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших школьников. – М., 1989. 6. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. – М., 1985.
7. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников /под общ. ред. Т.Г. Рамзаевой. – Санкт-Петербург, 1997.
8. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. – М., 1993.
|