ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Паленова Марина Анатольевна – воспитатель 2-й квалификационной категории МБДОУ д/с № 1 «Родничок» г. Лосино-Петровский, Московская область. Лауреат конкурса «Сказки дедушки Корнея» (2012). Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Согласно имеющимся педагогическим исследованиям, в настоящее время самые большие сложности у школьника-первоклассника вызывает предмет под названием «математика». По данным ЮНЕСКО более 30% учащихся начальной школы вообще не усваивают математику, и это вселяет обеспокоенность в тех, кто занимается подготовкой дошкольников к регулярному школьному обучению, а именно – воспитателей ДОУ. Поэтому занятия по приобретению элементарных математических представлений детьми по праву занимают весьма значительное место в системе дошкольного образования. Общеизвестно, что математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость его мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям впоследствии не только на школьных занятиях, но и обыденной житейской практике. Занятия по математике в ДОУ направлены на развитие логико-математических представлений и умений, они неизменно проводятся в игровой форме, поскольку основным видом деятельности детей 5-7 лет остается игра.
Знакомство детей с новыми материалами осуществляется на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Все это, в свою очередь, активизирует развитие вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Ведь математическое развитие ребенка не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» ими и применять их по отношению к предметам, знакам и словам. Поэтому видится оправданным, что в занятиях по математике приветствуется использование комплексного подхода: математические представления формируются в совокупности с наглядностью, конкретностью мышления.
Таким же плодотворным является использование на подобных занятиях приемов театральной педагогики. Элементы театрализации, «погружения» детей в художественные образы приводят к оптимизации обучения, привлекают внимание детей, формируют у них интерес к предстоящей школьной жизни. Приведем примеры введения в занятия по математике элементов театральной игры. Задание «Сочини задачу» Мы принесли домой наш осенний урожай, а потом несколько фруктов помыли и положили в вазу на столе. Посмотрите, в вазе лежат шесть персиков и четыре апельсина. Попробуйте сочинить задачу, чтобы в ней участвовали эти предметы. Вот, например, какую задачу сочинила я. Из Африки жираф прислал своему другу ежику в посылке шесть персиков. А ежик в ответ прислал жирафу пять апельсинов.
(Дети-артисты комментируют своими действиями условия задачи, имитируя повадки животных).
– Сколько всего фруктов звери послали по почте в посылках? – Выложите решение этой задачи палочками с нужными математическими знаками между ними. – Какую задачу вы можете сочинить с таким же действием на сложение?
2. Игра «Раздайте предметы» Для разных профессий нужны разные предметы. Например, кому нужны пила и молоток – строителю или врачу? У меня есть волшебная корзинка с разными предметами. Пусть каждый из вас подойдет к корзинке и вынет из нее по предмету. А все остальные будут угадывать, для какой профессии подойдет этот предмет. (Дети поочередно вынимают из корзинки следующие предметы: катушку ниток, разливательную ложку или кастрюльку, шапочку-бескозырку, расческу, бутафорский градусник, свисток, весы, лейку, учебник, мыло, вату, бинт и др.)
Логическое упражнение «Скажи, кто где стоит?» (Разыгрывается мини-сценка. Дети выбирают маму, папу и сына. Дети-артисты надевают свои атрибуты: папа – галстук и очки, мама – фартук, сын – рюкзак. Затем они становятся в разном порядке относительно друг друга.) – Где стоит мама? (Мама стоит слева от сына). – Где стоит сын?
(Сын стоит между мамой и папой).
И т.д. Приведенные примеры зримо подтверждают, что использование театрализованных приемов на занятиях по обучению дошкольников математике – целесообразное, педагогические удобное звено, которое можно и нужно применять в ДОУ как можно активнее.
Использованная литература:
Давыдова М. А. Комплексные занятия в подготовительных группах ДОУ. – М.: ВАКО, 2013.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|