ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Писецкая Наталья Вячеславовна – педагог-психолог ГБОУ ЦРР д\с № 2366 Москва, Зеленоград. Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог".
Савчук Лариса Александровна – учитель-логопед ГБОУ ЦРР д\с № 2366 Москва, Зеленоград. Педагогический стаж – 30 лет. Высшая педагогическая категория. Почетный работник образования Москвы (2012 г.). Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог"
ПУТЕШЕСТВИЕ В АФРИКУ
итоговое интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми 5-6 лет с нарушениями речи, коммуникативных навыков и эмоциональной сферы
Цель: взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе образовательной деятельности, стимулирующей речевое и познавательное развитие детей с нарушением звукопроизношения, коммуникативных навыков и эмпатии.
Образовательные задачи: – развивать устойчивый интерес к природе и расширять знания детей о животных Африки; – закреплять понятия «хищники» и «травоядные»; – обогащать активный словарь; – учить образовывать сложные прилагательные; – учить доставлять своим друзьям радость, удовольствие от общения; – учить проявлять внимание и заботу о товарищах. Коррекционно-развивающие задачи: – автоматизировать звуки (л) – (ль) и (р) – (рь) в стихах и связной речи; – закреплять употребление ранее поставленных звуков и активно использовать их в различных формах самостоятельной речи в процессе ознакомления с окружающим миром; – формировать интонационные средства выразительности речи в чтении стихов; – развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику; – развивать эмоциональную отзывчивость, закрепить и обобщить представления детей о доброжелательном отношении к сверстникам; – развивать чувство времени. Воспитательные задачи: – прививать детям интерес к животному миру; – воспитывать бережное, заботливое отношение к животным; – воспитывать интерес к взаимодействию, работе в парах и команде.
Словарная работа: – обогащение словаря существительными: Африка, слон, жираф, попугай, крокодил, тигр, зебра, носорог, лев, леопард, пантера, газель, бегемот, гиппопотам, аллигатор, бивни, хищники, грива, хобот, джунгли; – прилагательными: пятнистый, полосатый, травоядные, большеухий, длинношеее, длиннохвостая; – глаголами: пастись, лазать, защищаться, нападать, маскироваться; – активизация употребления словосочетаний: жаркие страны, дикие животные, тропические леса. Предварительная работа: – изготовление пособий: для игры «Заблудившиеся дети» – джунгли, картинки с изображением пальм, картинки к игре «Кто спрятался?», цветные иллюстрации с изображением животных жарких стран, картинки для раскрашивания по количеству детей, выполнение коллективной работы по аппликации группы № 3 Оборудование: мягкие и пластмассовые игрушки (животные Африки), цветные карандаши, мольберт, магниты, песочные часы, две повязки на глаза, 10 метров ленты с закрепленными картонными пальмами, камни, диск с песнями «Про жирафа» и «Песня Красной Шапочки», пальчиковая гимнастика по тексту Е. Железновой «У жирафов», картинки «Кто спрятался?», магнитофон, цветные иллюстрации с изображением животных жарких стран, картинки для раскрашивания, коллективная работа по аппликации группы № 3, качалка-жираф.
Методы и приемы: словесный (рассказ, беседа, объяснение), практический (упражнения), игровой, наглядный (метод демонстрации). Участвуют: ведущие – логопед и психолог, дети – чтецы стихотворений.
Х О Д З А Н Я Т И Я
Организационный момент Дети входят в зал под «Песню Красной Шапочки», вместе с педагогами выполняют движения.
П е д а г о г и – л о г о п е д и п с и х о л о г (обращаются к детям). Здравствуйте, ребята! (Ребята здороваются). Мы с Вами оказались в Африке. Нас ждет увлекательное путешествие, но еще нас могут ожидать препятствия и неожиданности. Но, несмотря на это, путешествовать всегда очень интересно. Вы согласны?
Л о г о п е д. Африка – необыкновенное место на Земле. Посмотрите, как тут красиво. Дети, а кто из вас знает стихотворение про Африку?
1-й р е б е н о к – ч т е ц. Африка, Африка – волшебный континент, На всей большой планете земли прекрасней нет. Львы и обезьяны, зебры и слоны, Верблюды и жирафы – жители страны. П с и х о л о г. Ребята, а давайте покажем какие же они, эти животные Африки. (Проводится пальчиковая гимнастика «У жирафов»).
ТЕКСТ ДВИЖЕНИЯ
У жирафов – пятна, пятна, пятна, Хлопаем по всему телу ладонями. пятнышки везде. (Два раза). На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть Обоими указательными пальцами На носах, на животах, дотрагиваемся до соответствующих коленях и носках. частей тела. (Примечание: в каждой строфе стихотворения движения во второй части одинаковые – обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела). У слонов есть складки, складки, Щиплем себя, «собирая» складки. складки, складочки везде. (Два раза). На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть Обоими указательными пальцами На носах, на животах, дотрагиваемся до соответствующих коленях и носках. частей тела и т. д. У котяток шерстка, шерстка, Поглаживаем себя, «разглаживая» шерстку. шерстка, шерсточка везде. (Два раза). На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть На носах, на животах, коленях и носках. А у зебры есть полоски, Проводим ребрами ладони есть полосочки везде. (Два раза). по телу – «рисуем полосочки». На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть На носах, на животах, коленях и носках.
П с и х о л о г. Ребята, для того, чтобы продолжить путешествие, нам необходимо перебраться через реку на другой берег. Но реки здесь непростые, они таят опасности. Что же за опасности нас могут подстерегать?
Р е б е н о к (дает возможный ответ). Там водятся змеи, крокодилы. (Уточняется другое название – аллигатор).
П с и х о л о г. Через реку мы можем перебраться с помощью камушков. Переходить на другой берег будем парами. Если пара перебирается на другой берег, то перебравшиеся ребята радуются и обнимают друг друга. Посмотрите как можно вместе, помогая друг другу, перебраться через реку. (Проводится упражнение «Помоги другу», педагоги начинают первыми. Дети, также переставляя камни, выбираются на другой берег).
П с и х о л о г. Молодцы приятно знать, что с твоим другом ничего не случилось, ведь ты был в ответе за него. (Проводится беседа по картинкам. Дети вместе с логопедом подходят к мольберту, на котором расположены картинки с изображением животных жарких стран).
Л о г о п е д. Ребята, назовите животных, изображенных на картинках. (Дети называют, логопед дополняет ответы детей, задает вопросы). А сейчас, мы послушаем загадку про необычную птицу.
2-й р е б е н о к – ч т е ц (читает стихотворение «Попугай»). В мире есть такие птицы, Что нельзя не восхититься! С разноцветным опереньем И с особенным уменьем. Гостю «здравствуй!» говорят: «Пр-роходи! Я очень рад!» И кричат на всю квартиру: «Дайте проса! Дайте сыру!» Может, вы не верите? Может, вы поверите? (Дети дают ответ на загадку).
Л о г о п е д. А сейчас мы узнаем, зачем зебре полоски?
3-й р е б е н о к – ч т е ц (читает стихотворение «Зебра»). Зебра в гости собиралась, Целый вечер наряжалась. – Ну-ка, зеркальце ответь, что сегодня мне надеть? В черном выгляжу я строго и притом стройней немного. Но зато – сомнений нет! – веселее белый цвет. Долго в зеркало глядела… Выбирать непросто! Наконец она надела платьице в полоску. Л о г п е д. Ребята, а как думаете вы, зачем зебре полоски? (Дети дают возможные ответы, которые логопед обобщает). Кажется, что все зебры похожи, однако у каждой свой индивидуальный узор. Этот узор помогает родственникам узнавать друг друга и служит отличной маскировкой по ночам, когда на охоту выходят львы. А когда зебры бегут, их полоски сливаются, и хищник не знает, кого хватать.
Л о г о п е д. Ребята, посмотрите, кто тут нарисован? (Показывает рисунок с изображением тигра). Вы знаете, что любит делать тигр? (Плескаться в воде, когда жарко: тигр прекрасно плавает!) А как по-другому называют леопарда? (Пантера). Умное ли животное шимпанзе? (Да, он умеет колоть орехи камнями, причем удобный камень может припрятать; ногой может хватать разные предметы). (Дети выполняют упражнение «Назови одним словом»).
Л о г о п е д. У слона толстые ноги, поэтому его называют … (толстоногим). У обезьяны длинный хвост, поэтому ее называют … (длиннохвостая). У жирафа длинная шея, поэтому его называют … (длинношеий). Самое быстрое и длинноногое животное. (Гепард). Самое похожее на человека животное. (Шимпанзе). Логопедом проводится упражнение «Хищники и травоядные». На стол выставляется коробка с животными Африки. Дети называют их и делят на две группы и хищники и травоядные. Объясняют свой ответ. Психологом проводится игра «Заблудившиеся дети»
П с и х о л о г. Представьте, ходили вы по тропическому лесу, гуляли и нечаянно потеряли друг друга. Какие чувства вы испытываете? Вам страшно за себя и за друга. Покажите, какие у вас в этот момент лица? Но вот вы находите друг друга, какие теперь чувства переполняют вас? Конечно, большая радость. Как можно выразить радость, покажите. А теперь поиграем в подвижную игру. Встаньте все, пожалуйста, в круг и возьмите в руки веревку. Внутри круга – бесконечные, опасные, непроходимые джунгли. В джунгли отправятся двое ребят – Саша и Женя. Оба получают повязки на глаза. В этих опасных джунглях они должны найти друг друга. При этом они не могут разговаривать, так как не должны привлекать внимание хищных зверей. Если они находят друг друга, то радуются и обнимаются. (Проводится игра). Хорошо! Приятно знать, что с твоим другом все в порядке. Психолог проводит упражнение «Какие звери спрятались на картинке?»
П с и х о л о г. Пока мы с вами искали друг друга , животные джунглей решили спрятаться от нас. А мы сейчас попытаемся их найти. (Детям раздают картинки и просят найти, а затем раскрасить животных, которые спрятались. Задание выполняется индивидуально. После выполнения задания, дети называют зверей, которых они нашли и раскрасили).
Подведение итогов
Л о г о п е д. Ребята, вы такие молодцы, вы преодолели много препятствий, узнали много интересного. Давайте вспомним, где мы сегодня побывали? Какие животные живут в Африке? Что Вам понравилось в Африке? (Логопед хвалит детей, говорит, что они хорошо выполняли движения под музыку, смогли найти животных на картинке и раскрасить их, красиво читали стихи). Пора возвращаться в детский сад, но вас ждет еще один сюрприз. У вас будет возможность покататься на жирафе. (Звучит песенка «Про жирафа». Дети под музыку катаются по очереди на жирафе-качалке, остальные танцуют вокруг). Вокруг себя повернись и в саду ты очутись.
П с и х о л о г. Пришло время прощаться, мы говорим всем до свидания, будем ждать новых встреч с вами.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|