ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Прасковина Эльвира Валерьевна - инструктор по физической культуре в бассейне АДОУ № 31 «Крепыш», г. Королев Московской области. Стаж работы 17 лет.
Бассейн в детском саду: волшебный мир детства
Основными показателями успешного освоения детьми «Программы по обучению плаванию детей дошкольного возраста» является устойчивое позитивно-эмоциональное отношение ребёнка к воде, желание заниматься, адекватная самооценка плавательных возможностей, высокий уровень сформированности плавательных навыков. Можно ли научить ребёнка-дошкольника плавать, не используя спортивного инвентаря, игрушек? Возможно, в спортивных школах и секциях обучают, используя минимум материальной базы. Но мы находимся в волшебном мире детства, дошкольник живёт и растёт, играя. Так почему мы будем лишать его возможности окунуться в сказку ещё и в бассейне?
Сейчас при великом разнообразии пособий и игрушек это сделать просто, а самое главное - интересно! Нужно просто проявить фантазию, а не стремиться к результатам на скорость. Это у ребёнка - впереди. За годы работы в бассейне детского сада у нас накопился некоторый опыт использования спортивного и нестандартного инвентаря.
Что у нас есть:
Доски для плавания
Игрушки, плавающие на поверхности,
Надувные круги,
нарукавники для 2-3 –летних детей,
Поплавки для дыхания,
Пластиковые обручи,
Ласты,
Надувные игрушки мелкие и крупные,
Тонущие игрушки и кольца из плотной резины,
Полые резиновые кольца (массажные) диаметром 25 см,
Палочки, стоящие вертикально на дне,
Набор геометрических форм диаметром 10 см.,
Мячи надувные и резиновые,
Очки для плавания,
Вертикально стоящие на дне водоросли,
Трубочки для коктейля,
Горка,
Гимнастические палочки,
Игрушки для ныряния – дельфин, который съедает мячик и, погружаясь, оставляет его на дне; акулы, стоящие на дне, которых надо кормить, и они всплывут,
Нудлы – гибкие палки для аквааэробики, и т.д.
Таким образом, имея такое разнообразие инвентаря, у нас в детском саду получается учить детей плаванию, играя. Дети искренне верят, что лягушонок Квак является их тренером, что они помогают Русалочке собрать жемчуг или драгоценности с затонувшего корабля, что им срочно нужно переплыть очень глубокую реку, где нельзя достать до дна, и стайка дельфинов по команде дружно перелетает через палочку.
Смеем надеяться , что в нашем детском саду занятия в бассейне доставляют детям радость и удовольствие, желание заниматься и хорошо плавать. В структуре занятия мы используем принцип «от лёжа – к стоя» авторской методики Н.Н. Ефименко и опыт работы В. И. Канидовой. Далее я приведу пример занятия по плаванию в старшей группе с использованием нудлов. Лягушки- квакушки. Программное содержание: гигиенические навыки- закреплять умение самостоятельно готовиться к занятию, приготовить сухие вещи, раздеваться и одеваться, мыться под душем, использовать мыло, мочалку, полотенце и расчёску; двигательные навыки - закреплять умение выполнять выдох под воду с пузырями, начать обучение плаванию на спине и стилем «брасс», закреплять умение выполнять гребковые движения руками, уметь сохранять горизонтальное положение тела в воде, нырять с задержкой дыхания. Продолжать закреплять навыки образного мышления, развивать координацию, ориентировку в пространстве, воспитывать дружелюбие, умение действовать сообща в команде.
Вводная часть. Дети заходят в воду, подходят к Лягушонку Кваку. -Ребята, поздоровайтесь с Кваком. Он приглашает вас к себе на болото, но для этого мы должны превратиться в лягушат. Итак , лягушата , занимайте каждый свою кочку! Дети получают нудлы и становятся врассыпную.
1) «Лягушата спят». Ложимся на бочок щекой на нудл, руки на ширине плеч, придерживаемся. Повороты по 2 раза на каждый бок.
2) «Лягушата просыпаются». Нудл находится под мышками, руки свободно обнимают его. Поднимаем голову вверх, опускаем. Повторить 3 раза. « Лягушата потянулись» - лежа, нудл под грудью, тянем руки и ноги вверх , опускаем. Повторить 3 раза. «Делаем вдох» -лёжа, нудл под грудью, прогнуться, «И выдох» - опустить под воду лицо, руки и ноги. Повторить 3 раза. «Пяточки - носочки» - лёжа , нудл обнимаем руками, вытянуть ноги назад – «пяточки», затем провести ноги вперёд и показать «носочки». Повторить 3 раза.
3) «Лягушата ныряют под кочкой». Не держась за нудл, выполняем ныряние под ним на другую сторону. Повторить 3 раза.
Основная часть. Перестроение в колонну по одному. Дети садятся верхом на нудлы, далее ложатся на живот, получается как на лодочке.
1) «Лягушата плывут на лодочке». Плывём вокруг бассейна. Выполняем гребковые движения сначала только правой рукой, затем только левой, а потом правой и левой по очереди. Ноги держат нудл и пока не работают.
2) Проводим нудл вокруг спины , концы его руками держим на уровне пояса. Выполняем упражнение «Лягушки-квакушки плывут на спине». Хорошо работают ноги, обращаем внимание на положение ног – длинные носочки делают буравчик под водой.
3) –Лягушата выполнили свои задания. А пока Квак отвернулся, они решили порезвиться в воде, вволю поплавать и понырять между кочками на болоте. И плавают лягушата как настоящие лягушки – брассом, рисуя на воде ровные кружочки руками и ногами. Но как только появляется Квак, они тут же ищут свою кочку и сидят на ней как ни в чём не бывало! Вот какие у нас весёлые лягушата! Дети отпускают палочки-нудлы свободно плавать по воде Игровое упражнение « Квак и маленькие лягушата». Квак отворачивается. Дети плывут брассом между нудлами по всему бассейну, ныряют под ними. Когда звучит колокольчик, Лягушонок Квак поворачивается к детям. Лягушата плывут к своим нудлам , обнимают их руками, поджимают ножки (садятся на кочку).
Отмечаем детей, которые быстрее заняли свои места. Можно отметить тех детей, кто приплыл к своему месту без аварий, или тех, кто плыл особенно красиво и т. д Заключительная часть. Предлагаем разделиться на 2 команды и проводим соревнование «Дружные лягушата ». По команде 1-й игрок в команде прыгает верхом на нудле до противоположного бортика и обратно , далее сажает к себе 2-го игрока, прыгают вдвоём, далее сажают 3-го и т. д. , пока вся команда не припрыгает к финишу вместе на одном нудле. Победа присуждается команде, первой пришедшей к финишу и не потерявшей ни одного игрока в пути. -Устали наши лягушата, надо им подкрепиться. Я предлагаю вам нырнуть за кормом на дно нашего болота. Проводится упражнение «Ныряем за кормом». На дне бассейна разбрасываются мелкие рыбки, игрушки, дети их с удовольствием достают . Конец занятия, дети прощаются с Кваком и выходят из воды.Все права защищены.
Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|