ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Сайфутдинова Татьяна Александровна – педагог-психолог МБДОУ д\с «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития г. Губкинский, Ямало-Ненецкий автономный округ. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог»
ИГРЫ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ-ПСИХОЛОГУ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работа педагога-психолога в дошкольном учреждении осуществляется по следующим главным направлениям: просвещение, диагностика, коррекция, профилактика, консультирование. Но, как креативный человек, я стараюсь, чтобы работа приносила еще и профессиональное удовлетворение, поэтому моя деятельность выходит за рамки этих направлений.
Дети проводят в детском саду большую часть времени, и воспитатели знают: в каком эмоциональном состоянии придет ребенок в детский сад, так у него начнут складываться в этот день отношения со сверстниками, с педагогами, от этого зависит, будет ли он увлеченно играть в игры. Снять негативное эмоциональное состояние, настроить на положительный эмоциональный настрой – важная задача педагога-психолога. В этом помогают правильно подобранные и проведенные психологические игры. К сожалению, эти замечательные игры недостаточно освещены в психологической литературе.
Мне хочется описать игровые приемы, удобные для работы с детьми по снятию у них негативных эмоциональных состояний.
«Коврик злости»
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.
Описание упражнения: у психолога в специальном отведенном уголке лежит «коврик злости» – обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью. Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенным к окружающим или потерял контроль над собой, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребенку надо разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малыш не захочет улыбнуться.
«Волшебный мешочек»
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии. Описание упражнения: если в вашей группе есть ребенок, проявляющий вербальную агрессию (часто обзывает других детей), предложите ему перед входом в группу отойти в уголок и оставить «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязочками). В мешок можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, то вместе с ним завяжите мешочек и спрячьте.
«Ласковые лапки»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности. Описание упражнения: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, фату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что сейчас по руке будет ходить зверек и касаться ее ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Позже «зверек» прикасается к щеке, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
«Волшебный стул»
Назначение: данная игра бывает эффективной, если в группу пришел (или уже находится в ней) грустный ребенок. В игре участвует вся группа. Цель: активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти.
Описание упражнения: грустному ребенку предлагают присесть на стульчик. А остальным детям дается задание: придумать как можно больше ласковых и нежных слов, адресованных их товарищу. После этого дети подходят к волшебному стулу и, поглаживая сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова. Для примера первым начинает педагог, показывая детям образец правильного поведения с товарищем.
«История про Обидок и Грустинок».
Назначение: это второй вариант работы с грустным ребенком – переключение его сознания на положительные эмоции. С этой целью я отвожу его в тихий уголок и после выяснения причин грусти («Почему ты грустишь?», «Что произошло с тобой?») рассказываю ему историю про Обидок и Грустинок.
Цель: активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали. Текст истории: «Жили-были на свете две подружки – Обидка и Грустинка. Они всегда ходили вместе и искали себе друзей. Обидка выглядела… Как? (Я обращаюсь к ребенку, после получения ответа, предлагаю свое описание). Обидка была зеленого цвета, очень пушистая, а ладошки у нее были липкими, поэтому она могла приклеиться к прохожим. Грустинка выглядела… Как? (Я обращаюсь к ребенку, после получения ответа, предлагаю свое описание.) Грустинка была синяя с красным носиком и очень худенькими ножками. Ее часто уносило ветром, но на лапках у Грустинки были присоски, с помощью которых она цеплялась за все, что попадалось на пути. Ты сегодня выходил на улицу? (Я обращаюсь к ребенку.) Вот там они к тебе и прилипли. Я даже вижу их. Обидка сидит у тебя на левом плече, а Грустинка на – правом. Давай их снимем, и пусть они летят дальше. (Педагог в комической форме начинает снимать Обидку и Грустинку, делая вид, что ему очень трудно это сделать).
«Упрямая подушка»
Назначение: когда ребенок упрямится или проявляет физическую агрессию и негативизм, то я его прошу помочь мне справиться с «упрямой подушкой», которая есть у меня в кабинете (подушка с темной наволочкой).
Цель: снятие негативизма и упрямства, общей агрессии. Описание упражнения. Ребенка вводят в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте, прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (В ходе физического напряжения снимается стереотип и эмоциональный зажим). Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. При этом время определяется индивидуально – от нескольких секунд до 2-3 минут.
Коллеги, подходите к работе творчески!
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|