ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Шатунова Светлана Дмитриевна – педагог дополнительного образования музыкальной студии «Лира» Центра внешкольной работы г. Сочи, где трудится с 1993 г. Программа обучения игре на фортепиано, по которой работает Шатунова С.Д,, является модифицированной и построена таким образом, что содержание образования выступает не самоцелью, а средством воспитания. Шатунова С.Д. уже несколько лет успешно занимается с воспитанниками проектной деятельностью. Главный принцип педагога в работе – помочь любому ребенку выразить себя в творчестве, разбудить в нем фантазию, интерес и любознательность, развить воображение и интеллект, заложить основы мировоззрения.
МИР МУЗЫКИ В ОБРАЗАХ И КРАСКАХ.
проектно-исследовательская деятельность на занятиях в музыкальной студии
«Процесс обучения должен стать для детей ярким, захватывающим куском жизни, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. То, что ребенок обязан запомнить, должно затрагивать сокровенные уголки его сердца. Обучение надо тесно связать с рисованием, игрой и постижением красоты мира», – писал В. Сухомлинский.
Творчество начинается с детства. Известно, что занятия любыми видами искусств в дошкольном возрасте благоприятно воздействуют на сохранение творческого дара. Музыкальное искусство является наиболее действенным средством эстетического воспитания. Ребенок входит в мир музыки, обогащается его внутренний мир, развивается художественное мышление, эмоциональный интеллект. Каждый ребенок по своей природе исследователь. На протяжении четырех лет учащиеся моего класса занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Опыт показал, что огромный интерес и внимание детей неслучайны: во-первых, эта деятельность творческая по своей сути; во-вторых, она органично включена в учебный процесс; в-третьих, способствует развитию творческого потенциала личности ребенка. Дошкольники на занятиях музыкой с удовольствием придумывают сказки, лепят и рисуют. Дети школьного возраста создают интегрированные исследовательские работы с целью комплексного восприятия разных видов искусства: музыки, балета, литературы, живописи. Проектно-исследовательская деятельность усиливает мотивацию для занятий творчеством, помогает быстрому и результативному усвоению программного материала. Личностно-ориентированный подход как особенность исследовательской деятельности позволяет раскрыть задатки и творческие способности ребенка, развить воображение и интеллект, увидеть перспективы развития. Кроме того, в процессе поиска мы плодотворно сотрудничаем с родителями.
Отношение к обучению дошкольников нотной грамоте как к механическому зазубриванию нот, развитию зрительного и двигательного автоматизма вне всякой связи с богатым эмоциональным миром музыки, вне осмысленности и образности притупляет восприятие программного материала и приводит к тому, что дети не хотят учить ноты, зубрить их и механически повторять.
Наиболее приемлемый вариант – осваивать нотную грамоту через игру. Игра – естественный для малыша способ знакомства с миром. Главное – учить так, чтобы ребенок и не подозревал о том, что его учат. Дети любят рисовать. Цвет – сильнейший фактор эмоционального восприятия, способствует лучшему усвоению материала. Самые первые шаги с маленькими детьми на основе соединения музыки, слова и живописи приводят к музыкальным, словесным и цветовым ощущениям. Процесс обучения превращается в увлекательную игру, будит фантазию, вовлекает в волшебный мир музыки, стихов и красок, в музыкальную сказку со своими постоянными героями, со знакомыми образами. Ребенок абсолютно естественно учится читать ноты, то есть овладевает сложнейшим видом символического письма, а затем легко переходит к музыкальному озвучиванию нотного текста. С четырехлетней Катей Яковенко мы придумали творческую работу «Радуга нот» в качестве дидактического пособия для легкого освоения нотной грамоты.
Следующая наша работа направлена на изучение интервалов в музыке. На следующую ступеньку познания ребенок поднимался в процессе игры; его умственная жизнь одухотворялась красотой, сказкой, музыкой, фантазией, творчеством, игрой воображения. Ведь дети глубоко запоминают то, что волнует их чувство, очаровывает красотой. Мы придумали «Сказку про музыкальный зоопарк», в котором живут звери-интервалы. Каждому интервалу соответствует наглядный, доступный образ. Выбор образа неслучаен – он эмоционально ассоциативен и соответствует звучанию интервала, его настроению. В итоге ребенок учится узнавать, различать и сравнивать созвучия. Чтобы эти «опорные образы» не оставались формальными знаками, мы их артистически обыграли. Катя рассказывает свою сказку и представляет поделки, сделанные в технике папье-маше. Катя сама вносила свои оригинальные решения по поводу композиции и цветовых решений. Например, черепаха Прима сделана в виде стульчика на колесиках. Она может передвигаться, но очень медленно, мелодия построена на одном звуке. Под каждое стихотворение Катя исполняет музыкальные пьесы на фортепиано, мелодии которых мы сочинили вместе. Они содержат интонации конкретных интервалов, что и является основой для их запоминания и узнавания.
Катя серьезно готовилась к защите своих проектов. На середине зала перед роялем были выставлены большие акварельные рисунки, фигуры зверей, сделанных из картонных коробок и ярко разукрашенные. На глазах у зрителей происходило волшебство – реальное воплощение детской фантазии. Способность удивляться, умение открывать мир с неожиданной стороны и есть отличительная способность детской души. Ребенок чувствовал себя маленьким творцом. Очень увлеченно было прочитано стихотворение про нотки и рассказана сказка с восемью яркими разнохарактерными персонажами (от примы до октавы).
Свою задачу педагога искусства я вижу не только в том, чтобы научить моих подопечных техническим навыкам игры на фортепиано и пониманию красоты искусств, но и в том, чтобы открыть им широкое поле для реализации фантазии, детской непосредственности, способности интуитивно делать маленькие открытия.
Большой знаток детской души Антуан де Сент-Экзюпери дал прекрасный совет воспитателям, который актуален и в настоящее время: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формула – пустота, обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не учите их, что польза – главное. Главное – возрастание в человеке человеческого».
Предлагаю педагогам ознакомиться с моей авторской разработкой –проектом под названием «Радуга НОТ».
(Примечание: Рецензируя проект «Радуга нот», доцент кафедры гуманитарного и эстетического образования Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования Е. В. Покладова отметила: «Руководитель проекта С. Д. Шатунова нашла возможности для развития эмоциональной отзывчивости, увлеченности детей занятиями музыкой. Творческий проект «Радуга нот» создан с целью комплексного восприятия детьми разных видов искусства: музыки, поэзии и живописи. Автор проекта предусматривает связь различных видов художественно-творческой деятельности детей на занятиях по искусству и предлагает свой вариант освоения нотной грамоты: через живопись и поэзию»).
Толчком к созданию проекта послужил мультфильм про нотки, где рассказывается, как лучше выучить нотную грамоту. Каждая нота у нас приобрела свой образ и цвет. Из истории музыки известно, что многие композиторы обладали «цветным слухом» (например, Скрябин). Также хорошо известно, что цвета они определяли далеко не одинаково. Поэтому можно сориентироваться на индивидуальные предпочтения ученика. У нас получились свои образы и краски:
ДО – это желтый жук,
РЕ – голубая рыбка,
МИ – красный котик,
ФА – рыжая сова,
СОЛЬ – фиолетовый олень,
ЛЯ – зеленые лягушки,
СИ – синий кит.
Иллюстративный ряд целесообразно сопроводить соответственно подобранными рифмованными строчками:
«Ноты в радуге живут, вместе песенки поют. Удивляют целый свет – веселее дружбы нет! Пять линеек начертили – дом для ноток получили. В нем под крышей черепичной – ключ басовый и скрипичный, Ноток дружная семья. Заходите к нам, друзья!» 1. «Вот, знакомьтесь: желтый жук, Любит он летать на луг. "До-до!"– песенку поет И росу с цветочков пьет». 2. «Рыбка плавает в реке – Это будет нотка ре. Машет голубым хвостом И резвится с пескарем». 3. «Красный котик – нота ми. С лаской ты его корми! В миску молочка налей, И сметанки не жалей». 4. «Это - рыжая сова, По ночам кричит: "фа-фа". Много умных книг читает И про все на свете знает». 5. «Фиолетовый олень Очень любит соль и лень. Может на пенек присесть И один пуд соли съесть!» 6. «Ля – в болоте две лягушки, Две задиры-хохотушки. Дразнят всех зверей в округе Две зеленые подруги». 7. «В океане – синий кит, Нотой си он знаменит. Может над волной взлететь И в семи октавах спеть». «Долго дружат цвет и звук, Украшают все вокруг Песенками заводными И картинками цветными. Чтобы петь и рисовать Цвета и ноты нужно знать!»
Сказка про музыкальный зоопарк.
Катя придумала свои образы интервалов-животных и слышит, как они выражаются в звучании:
Прима – Черепаха
Секунда – Ящерица
Терция – Кошка
Кварта – Динозавр
Квинта – Мамонтенок
Секста – Мышка
Септима – Медведь
Октава – Дятел.
Вот какую сказку Катя придумала, используя эти образы.
Катина сказка
Мне приснился зоопарк, как я по нему гуляю. Здесь мне повстречались различные животные: большие и маленькие, веселые и грустные, добрые и не очень.
Сначала я увидела Черепаху. Черепаха – это такая большая и ленивая зверушка. Она все время ползает на одном месте, как будто не может сдвинуться дальше. Характер у нее медлительный. Зовут ее Прима. Но она большая выдумщица, а свою песню поет на одной ступеньке:
Я – Черепаха Прима,
Намочила ноги,
Но красные галоши
Купила по дороге.
Прекрасные, прекрасные
Красные галоши!
А потом прямо из пианино показался чей-то хвостик. Я спрашиваю: «Ты кто?» – «Я – Ящерица». И Ящерица запела свою песенку из двух ноток:
Ящерка Секунда –
Юркая, смешливая.
Хвостик потеряла,
Быстро очень прыгая.
Спряталась под кустик,
Ищет там свой хвостик.
Ведь сейчас придут к ней гости.
Пять минут – и будут гости.
Пять минут – и будут гости.
Где же, где же… хвостик?
И тут прямо мне навстречу идет Терция Кошка и напевает про себя ласковую песенку:
Рыжая, пушистая
Терция-красавица.
Шубка золотистая
Всем в округе нравится.
Лапки стройные в лосинах
Разукрашу в апельсину!
Тут из-за дерева показался Кварта Динозавр. Он был озорной и решительный:
Я веселый динозаврик,
Квартой вы меня зовите.
На четвертую ступеньку
Мне подпрыгнуть помогите!
А Квинта Мамонтенок исполнял свою песню:
Это Квинта, Мамонтенок,
Пятый он в семье ребенок.
Он капризный, непослушный,
Не дает намылить уши.
Не дает постричь свой нос –
Вот как шерстью весь оброс!
Потом появилась Секста Мышка:
Серенькая мышка –
Бусинками глазки.
Забежит неслышно,
Чтоб послушать сказки.
Следом шесть ее мышат
Тоже сказочку хотят!
Послышался хруст веток, и показался Септима Медведь:
Хмурый медвежонок
По лесу идет.
Семь еловых шишек
В лапах он несет.
А хотел набрать малины –
В пирожки на именины.
Издалека послышался стук. Стучал Октава Дятел:
Это дятел – чудо-мастер.
Не страшны ему напасти:
Если рухнет старый дом,
Он построит новый –
Восемь окон будет в нем,
Светлый и сосновый!
После чтения каждого стихотворения Катя исполняет музыкальные пьесы на фортепиано, интонации которых основаны на нужных интервалах.
Данные проекты можно использовать на занятиях музыкой для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Цель их – в доступной игровой форме дать ребенку начальные знания о музыкальной грамоте, а занимательные рисунки и поделки облегчат запоминание.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|