ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Шишкина Светлана Ивановна – воспитатель высшей квалификационной категории МБОУ ЦРР д\с № 28 г. Красногорск Московской области. Педагогический стаж – около 20 лет. Награждена Почетными грамотами Министерства образования Московской области и Управления образования Красногорского района. Участник научно-практической конференции "Роль народной и авторской сказки в воспитании". Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог".
В ЛЕС ОСЕННИЙ ПО ТРОПИНКЕ
конспект НОД с использованием ИКТ для детей старшей группы (познание + коммуникация + безопасность)
Расшифровка часто встречающихся в статье аббревиатур:
НОД – непосредственная образовательная деятельность ИКТ – информационные коммуникативные технологии ФЭМП – формирование элементарных математических представлений
1. ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП ЗАДАЧИ
Образовательные: – продолжать формирование у детей умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон – растительность - животный мир); – уточнить представление об осени, учить характеризовать ее приметы; – закрепить знания детей о грибах (названия, съедобные, несъедобные, правила сбора); – расширить представление детей о правилах поведения в лесу; – закрепить умение детей пользоваться порядковым счетом, различать вопросы «сколько?», «какой?», «который?» – формировать умение ориентироваться на листе бумаги (в верхнем правом углу, в середине и т. д.); – формировать умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 6, на примере конкретных множеств; получать равенство из неравенства; – закрепить умение образовывать качественные прилагательные; – продолжать учить детей составлять рассказ с опорой на схемы; – совершенствовать грамматический строй речи. Развивающие: – продолжать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления; – расширить и активизировать словарь по теме «Осень. Грибы». – развить представления о том, как из одной формы сделать другую; – развить умение выкладывать фигуру-силуэт по заданному расчлененному образцу; Воспитательные: – продолжить воспитание бережного отношения к природе, основ экологической культуры; - побуждать видеть красоту окружающей природы, испытывать эмоциональный подъем от встречи с прекрасным.
ОБОРУДОВАНИЕ Ознакомление с природой, безопасный отдых на природе Фото-презентации «Грибы», «Осенний лес»; две корзины – одна с красным бантом, другая с зеленым; презентация «Правила поведения в природе»; искусственные осенние веточки – по две на каждого ребенка.
ФЭМП: Демонстрационное оборудование: презентации «Ориентировка на листе бумаги» (с использованием фото грибов), «Количество и счет», «Порядковый счет», схема танграма. Раздаточное оборудование: танграм разноцветный (по количеству детей). Коммуникация: опорная схема для составления рассказа (7 карт). Электронно-образовательный ресурс (ЭОР) – использование ИКТ (мультимедийная установка, музыкальный центр); – презентация к конспекту занятия, составленная Шишкиной С.И.; – аудиозапись: «Вальс» из художественного фильма «Берегись автомобиля», композитор А. П. Петров.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора, безопасный отдых на природе: – экскурсии по территории ДОУ, на пруд, прогулки с родителями в осенний лес; – беседы по темам «Осень, добрая хозяйка», «Если в лес пойдем, что мы там найдем», «Лесная азбука», «Природа наш друг»; – рассматривание иллюстраций с изображением осенних пейзажей И. И. Левитана; – рассматривание фотоматериалов «Грибное царство», «Осенняя пора»; – организация выставки в книжном уголке «Вот какая Осень», чтение сказки В. Сутеева «Под грибом»; – д/и «С какого дерева лист», «Детки на ветке», «Съедобное, несъедобное», «Кузовок». ФЭМП: упражнение в количественном и порядковом счете; упражнение на ориентировку в пространстве, д/и «Мои соседи», «Кто где спрятался», «Холодно, горячо», игры с дидактическим материалом «Танграм». Коммуникация: отгадывание загадок о грибах, составление рассказов из личного опыта «Осенняя прогулка», «Мы грибники», упражнение в образовании качественных прилагательных.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА – воспитание навыка словообразования: образование качественных прилагательных (дождливая, пасмурная, солнечная, урожайная, холодная и т. д.); – расширение словаря: обогащение речи прилагательными, характеризующими свойства и качества различных предметов и осенних природных явлений; – активизация словаря: учить определять взаимное местонахождение предмета и точно обозначать его в речи (слева, справа, вверху, внизу и т. д.). Интеграция: формирование целостной картины мира, расширение кругозора (ознакомление с природой) + ФЭМП + коммуникация.
2.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП Х О Д Н О Д
Аудитория украшена в образе осеннего леса. Дети заходят в зал, здороваются с гостями. Садятся на места.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, посмотрите как красиво вокруг. (Читает стихотворение К. Бальмонта «Осень»). Поспевает брусника, \ Стали дни холоднее, И от птичьего крика \ В сердце только грустнее. Стаи птиц улетают \ Прочь, за синее море, Все деревья блистают \ В разноцветном уборе. Солнце реже смеется. \ Нет в цветах благовонья. Скоро дождик проснется \ И заплачет спросонья. О каком времени года нам рассказал поэт Константин Бальмонт? Как вы догадались? (Ответы детей). Какие еще приметы осени вы знаете?(Ответы детей). Какая бывает осень? (Ранняя, поздняя, золотая, урожайная, дождливая, пасмурная, солнечная, холодная и т. д.) Осень действительно бывает разная. Ребята, давайте с вами отправимся на прогулку, чтобы насладится красотой осеннего леса. Согласны? (Дети: «Да!») Прежде чем пойти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу. Вы знаете эти правила? Расскажите мне, что могут обозначать вот эти знаки. (Демонстрация д/и «Как вести себя в лесу» На экране появляются изображения знаков, обозначающих правила поведения в лесу. Дети объясняют, что они значат). Раз вы так хорошо знаете все правила, тогда можно смело отправляться в лес. А в осеннем лесу грибов видимо-невидимо. Берите скорее корзинки и пойдемте в лес за грибами. (Дети разбирают корзинки, берутся за руки и цепочкой идут за воспитателем; в корзинках находятся конверты с деталями «танграма»).
В о с п и т а т е л ь. В лес осенний по тропинке мы несем свои корзинки. Соберем грибы-опята, сыроежки и маслята. Будут полные корзинки у Матвея и Иринки. Вот и лесная поляна. Сколько на ней грибов! Отгадайте, какие грибы здесь растут. (По мере отгадывания на экране появляются правильные отгадки – изображения грибов).
1.После дождика подружки Поселились на опушке. Шляпки разноцветные, Самые заметные. (Сыроежки).
2.Что за ребятки на пеньках Столпились тесной кучкой И держат зонтики в руках, Застигнутые тучкой? (Опята).
3.Этот гриб нарядный Растет с осинкой рядом, На голове надет Оранжевый берет. (Подосиновик).
4.Этот грибок – березы сынок. Кто его найдет, всяк в лукошко кладет. (Подберезовик).
5.Крепкий маленький грибок. Маслянистый, как блинок. (Масленок).
6.Кто это: важный, на беленькой ножке. Он в шапочке красной, на шапке горошки. (Мухомор).
7.Прямо у дорожки стоит на толстой ножке. В шапочке нарядной светло-шоколадной. Ты не прячь, грибок, под листок свой бок. (Белый гриб, боровик).
8. Эти славные сестрички не едят цыплят. Эти дружные сестрички рядышком стоят. Словно желтенькие кнопки В мох воткнулись возле елки. (Лисички).
Много грибов на поляне! Посчитайте, сколько их? Который по счету боровик? Какой гриб третий по счету? Молодцы! Вы знаете, как называются грибы. А как нужно их собирать, чтобы не навредить лесу, расскажите? (Идут ответы детей: срезать грибы ножом, не топтать и не разорять грибницу). Давайте попробуем найти грибы. (Использование д/и «Танграм»: дети в соответствии с расчлененной схемой-образцом на экране выкладывают из деталей танграма фигуру-силуэт «Гриб»). Примечание: детали танграма разноцветные: большие треугольники (по два) у кого коричневые, у кого оранжевые, у кого белые, а у кого красные в горошек – это шляпки грибов; квадрат и два маленьких треугольника: белые – это ножка гриба; четырехугольник и средний треугольник: зеленые – это трава.
В о с п и т а т е л ь. Какие же грибы вы нашли? (Следуют ответы детей). Все вы знаете! Скажите, все ли грибы можно собирать? Почему не все? Как называют одним словом грибы, которые можно собирать? Как называют те, что собирать нельзя? (Ответы детей). На нашей поляне есть и съедобные, и несъедобные грибы. Давайте их соберем и разложим по корзинкам: в корзину с зеленым бантом – съедобные, в корзину с красным бантом – несъедобные. (Дети раскладывают грибы по соответствующим корзинкам, после выполнения задания садятся на места).
В о с п и т а т е л ь. Как вы думаете, ребята, все ли мы грибы собрали? (Следуют ответы детей). А вот мне кажется, что не все. Посмотрите на полянку (обращает внимание детей на экран), там еще остались грибы. Давайте отгадаем, какие грибы оказались самыми хитрыми, и где они спрятались от нас. Вопросы по ориентировке в пространстве Под чем спрятался подосиновик, если он находится в правом верхнем углу? (Под рябинкой). Где спряталась сыроежка, если она под листочком? (В левом верхнем углу). Где спрятались опята? (За пеньком). Где находится пенек? (В центре, посередине). Под чем растет боровик, если он в правом нижнем углу? (Под березой). Где спряталась лисичка? (Под елочкой в левом нижнем углу).
В о с п и т а т е л ь. Молодцы, ребята, теперь мы точно все грибы нашли. А мне кажется, что под елочкой не одна лисичка растет. Давайте приглядимся. (На экране изображение большой елочки, под ней 5 лисичек). Сколько грибов под большой елочкой? (5). Сколько грибов под маленькой елочкой? (6) (На экране изображение большой елочки, под которой 5 лисичек, и маленькой елочки, под которой 6 сыроежек). Где грибов больше? (Под маленькой елочкой). На сколько? (Грибов больше на один). Где грибов меньше? (Под большой елочкой). На сколько грибов меньше? (Грибов меньше на один). Как сделать так, чтобы грибов стало поровну? и т.д.
В о с п и т а т е л ь. Вот и подошла к концу наша осенняя прогулка. Давайте на прощанье наберем в лесу разноцветных листьев, чтобы украсить ими наш детский сад. Физкультминутка Воспитатель раздает детям осенние листочки. Дети под музыку исполняют «Танец осенних листочков». На экране изображения осеннего леса.
В о с п и т а т е л ь. Красивый букет у нас получился. Теперь и в детский сад можно возвращаться. Беритесь за руки и пошли. Вновь идем мы по тропинке И домой несем корзинки. В них лежат грибы-опята, Сыроежки и маслята. Очень полные корзины У Тимоши и Сабрины. (Дети берутся за руки и цепочкой идут за воспитателем. Садятся на места). Вот мы и вернулись, а теперь давайте с вами вспомним, как проходила наша прогулка. А поможет нам составить рассказ-схема. Составление рассказов с опорой на схему Схема состоит из семи карт.
По одному и парами дети составляют рассказы с опорой на схему. Примерный рассказ.
1. Наступила золотая осень.
2. В лесу созрел богатый урожай грибов.
3. Дети взяли корзинки и пошли в лес за грибами.
4. Грибы от грибников прячутся: кто под листочек, кто за пенечек, кто под веточкой, а кто в траве.
5. Красивый гриб мухомор, но брать его нельзя: он ядовитый.
6. Дети набрали полную корзину съедобных грибов и пошли домой.
7. Дома грибы почистили и сварили из них суп.
Подведение итогов
Какие у вас получились замечательные рассказы. Как много интересного вы знаете о грибах, умеете их считать и знаете, где они прячутся. Я точно знаю, что когда вы в следующий раз пойдете в лес, то будете соблюдать все правила поведения в лесу. Берегите, ребята, природу: И грибы, и деревья, и луг, И животных, и почву, и воду, Ведь природа – надежный наш друг.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|