Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
16:29
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
 
МОСКОВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

 "ДАВЫДОВСКИЙ"    

Меню сайта

Лучшие люди страны

Категории раздела
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 [110]
А у нас выходит уже третий номер! Вы еще не стали нашим автором? Вы еще не получили наш сертификат и не заработали славу во Всемирной "Паутине"? Чтоже вы медлите - скорее к нам, пишите, звоните, публикуйтесь у нас!
Интернет-Журнал "Талантливый педагог" № 4 2013 [279]
Этот Интернет-журнал уже успели полюбить многие авторы. Надеемся, вы тоже полюбите его
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 5 2014 [159]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 6 2015 [135]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 7, 2016 [130]
Новый выпуск сетевого журнала "Талантливый педагог" приглашает авторов! Выдаем сертификат.
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 8, 2017 [33]
Мы существуем уже 8 лет. И сегодня мы открывается восьмой номер нашего Интернет-журнала "Талантливый педагог". Присоединяйтесь к нам, господа!
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 9, 2018 [13]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 10, 2019 [97]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 11, 2020 [28]
Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 12, 2021 год [18]

Книги и авторы

Википедия

Драматургия

Жми картинку

Наши слайды

 Каталог файлов 
Главная » Файлы » Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012

Сиверкина Е. А. Использование малых фольклорных жанров при проведении режимных моментов в группах
19.12.2012, 21:17
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
 
Сиверкина Елена Алексеевна – воспитатель 1-й квалификационной категории МБДОУ д\с № 10 «Колобок» г. Химки Московской области. Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог".
 
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ В ГРУППАХ
для детей младшего дошкольного возраста
У русского народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство – его художественный опыт, его фольклор. Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Детский фольклор русского народа разнообразен произведениями малых жанров. За века бабушки, матушки, нянюшки сложили много песенок, потешек и говорушек. Рассмотрим подробнее, как можно реально использовать малые жанры фольклора в режимных групповых моментах современных ДОУ.
 
Потешки – песенки, сопровождающие игры ребенка в координации с движениями пальцев, ручек и ножек. Одни из самых известных потешек – «Ладушки» и «Сорока-сорока», у которых существует множество вариантов. В этих играх нередко есть «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех деток, роли которых выполняют пальчики, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя. Название «пестушки» возникло из обозначения действия: пестовать. То есть – нянчить, растить, воспитывать, носить на руках. Проснувшегося ребенка, когда он потягивается, гладят. В пестушках использован образ маленького ребенка, которого поглаживает взрослый: «Потягушки, потягушки! Поперек толстунушки, а в ножки ходунушки, а в ручки хватунушки, а в роток говорок, а в головку разумок». Веселая затейливая песенка вызывает у ребенка радостное настроение.
 
 Колыбельные песни в народе называют байками. Старинное значение этого слова – шептать, заговаривать:
«Люли-люли-люленьки! Где вы, где вы гуленьки? Прилетайте на кровать, начинайте ворковать. Люли-люли-люленьки! Прилетели гуленьки! Сели в изголовье, спи-тко на здоровье!»
 
Прибаутки – песенки более сложного содержания, которые не связаны с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутки о курочке-рябе, о зайчике – коротенькие ножки. Прибауткам свойствен сюжет.
 
 Движение – основа образной системы прибауток. Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Он развивают речевые центры мозга ребенка, его мелкую моторику и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора. Ребенок – один из главных образов малых форм фольклора. «Наша доча маленька, доченька удаленька, Пройди, чадо, по дороженьке! Топни, чадо, ноженькой!» – о ребенке сказано очень тепло. В этом стихотворении отсутствует игровой момент, но ребенку понравится сходство ситуации: он тоже идет гулять. Ведь это стихотворение о нем самом! Знакомство детей с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – это этап, который в последующем определяет развитие всей человеческой личности. Ведь именно в этот период дети поразительно быстро и активно начинают перенимать нормы поведения окружающих, овладевать речью – главным средством общения.
 
Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть («Водичка, водичка»), накормить («Травушка-муравушка со сна поднялась, птица-синица за зерно взялась, зайцы – за капустку, мыши – за корочку, детки – за молочко»). Особенно много радости доставляют детям игры с взрослыми. Народ создал множество игровых песенок для совместного общения. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.
 
Существует давняя традиция – сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками и поговорками. Размеренно построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки речи создают условия для восприятия даже самым маленьким ребенком настроения взрослого, рождают чувство безопасности и комфорта. Для воспитания и привития у детей хорошей привычки мыть руки мы пользуемся соответствующими маленькими стишками:
 «Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок». Когда мы причесываем девочек, мы читаем следующие строчки: «Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка до пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочка, слушайся».
 
Прием пищи сопровождаем пестушками (потешками):
«На моей тарелочке \ Пушистая белочка.
 Чтоб была она видна, \ Все съедаю я до дна!»
 «Умница, Наденька, \ Ешь кашу сладеньку.
Вкусную, пушистую, \ Мягкую, душистую!»
«Падал снег на порог, \ Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пек, \ Ручейком пирог утек.
Пирожки себе пеки \ Не из снега – из муки!»
 «Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли, Не ворчите вы, кастрюли,
 Не ворчите, не шипите, Кашу сладкую варите.
 Кашу сладкую варите, Наших деток накормите!»
 
 Вот потешки для укладывания спать:
«Спи-ко, спи-ко в зыбке новой, На перинушке пуховой.
 На перинушке пуховой Много перьев петуховых.
Баю-бай, баю-бай! Моя детка, засыпай!»
 «Уж как сон ходил по лавке, \ Дрема по полу брела,
 Дрема по полу брела, \ К нашей детке забрела.
 К ней в кроватку забрела, \ На подушку прилегла.
На подушку прилегла, \ Детку ручкой обняла.
 Баю-баюшки-бай-бай! \ Не ложись, милок, на край!
 Ляг в середочку,\ По окуточку.
Сон да Дрема, \ В изголовьице.
Спи-ко, детка, на здоровьице!
 Спи-ко, детка, по ночам! \ Расти, чадо, по часам!
Баю-баюшки-бай-бай! \ Не ложись, милок, на край!»
 
При выходе на прогулку:
 «Топ, топ, топ, топ, \ Ходи-ходи ножкой
Твердо по дорожке».
 «А лады, лады, лады, \ Не посажены сады.
А мой Ванечка пойдет, \ Он посадит и польет»
 «Топ, топ, топ. \ Уходи с дороги, кот,
Наша доченька идет. \ Топ-топ, топ-топ
Наша доченька идет, \ Ни за что не упадет».
 
 Общение взрослого с ребенком отличается особенной эмоциональностью. Обращаясь к малышу с ласковым разговором, взрослые вызывают у него ответную реакцию: улыбку, оживленные действия и голосовые реакции. Обогащая педагогический процесс фольклором, мы воспитываем ребенка с первых лет жизни, так как фольклор содержит множество степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста. Детям первых лет жизни свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивным процессом социализации. Народные произведения, которые адресованы малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Использование внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких – это действенный метод гуманизации воспитательного процесса.
 
Фольклор дает возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формирует представления о диких животных, птицах и их повадках. С помощью потешек ребенок легче и лучше запоминает животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память ребенка. Одно дело – просто показать ребенку улитку, другое – попросить ее: «Улитка, улитка, покажи рога! Дам кусок пирога» и вместе наблюдать, как улитка осторожно вытягивает рожки! Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. «Божья коровушка,
Полети на облушко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде – бобы,
В лесу – ягоды, грибы,
В роднике – водица,
Во поле – пшеница». «Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает». «Гоп! Гоп! Конь живой,
И с хвостом, и с гривой.
Он качает головой,
Вот какой красивый!» «Дарики-дарики!
Дарики-дарики!
Злые комарики!
Вились, кружились
Да в ушко вцепились!
Кусь!» «Курочка моя,
Умница моя,
Вот пшено, водичка!
Дай ты мне яичко,
Умница моя!»
 
Уже в раннем возрасте у ребенка закладывается фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение тайн природы и величия человеческого духа. Ранее детство – это только начало жизненного пути. Чтобы уже в самом начале этот путь был освещен солнцем народного поэтического творчества, необходимо как можно чаще вводить в занятия использование фольклорных шедевров.
 
Все права защищены.
Никакая часть данной статьи
не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс
А Вы хотите стать нашим автором?
Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru

Категория: Интернет-журнал "Талантливый педагог" № 3 2012 | Добавил: Admin | Теги: поделиться методическим, Сиверкина елена, Вестник педагога искусств, методический материал в школе, Зеленоград, Давыдовский фестиваль
Просмотров: 6077 | Загрузок: 0

Подпишитесь!

О нашем сайте

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Издательство ТФД©20O9-2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz