ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Сложеникина Надежда Аркадьевна - воспитатель д\с № 444 г. Москва, автор Интернет-журнала "Талантливый педагог"
МОЕ ПРИЗВАНИЕ - ВОСПИТАТЕЛЬ
«Все мы родом из детства». (А. де Сент-Экзюпери)
Я родилась и выросла в многодетной семье. Эталоном успешного воспитания детей для меня являлась мама. Именно она вложила в меня частички своей любви, доброты и нежности. Все эти качества я реализовала, работая воспитателем, рядом с малышами – очень любознательными, открытыми и доверчивыми. Дети для меня – смысл жизни. Поэтому я воспитатель. Чтобы им быть, необходимо не просто обладать многими достоинствами. Главное – оставаться в душе ребенком. Иначе дети не примут и не впустят в свой мир.
Моя профессия – это возможность окунутся в атмосферу непосредственности. Кто сказал, что детство не вернешь? Сейчас я могу переживать его осознанно, наслаждаясь каждой минуткой, событием, ощущением. Каждый день я стремлюсь передать ребенку свою любовь и знания. И чудо происходит! Оно происходит каждый день! Работая по зову сердца, я могу сказать с полной ответственностью – профессии лучше моей нет!
Мое профессиональное кредо: «Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь». Проработав 24 года в дошкольном образовании, я вывела свою формулу успеха: увлеченность профессией, любовь к детям, знание инновационных технологий, творчество, толерантность, единство воспитателя и родителей.
И самый основной компонент моей формулы успеха – это сотрудничество с ребенком. Основу сотрудничества я строю на уважении личности ребенка, выявлении потребности и помощи ему в интеллектуальном и нравственном развитии, учитывая его индивидуальные особенности и воспитывая ребенка в зоне ближайшего развития. Дети дошкольного возраста полны интереса к окружающему миру, желания экспериментировать. Удивление рождает любопытство, любопытство – тропинка в любознательность, любознательность – дорога к знаниям, поэтому важно научить ребенка удивляться.
Систему работы по познавательному развитию детей я строю с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, через различные виды деятельности, развитие психических процессов, экспериментирование, конструктивное творчество, театрализованные и развивающие игры и др. Одним из приоритетных видов познавательного развития является экспериментирование. В нем ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления. Именно исследовательское поведение создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Побывав на мастер-классе доктора педагогических наук Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа», изучив ее методику по экологическому образованию и учитывая, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, я выбрала основным направлением своей работы формирование элементарных экологических знаний детей через организацию простейшей проблемно-поисковой деятельности. В своей работе я использую интегрированный метод обучения, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.
Отношения с детьми я строю на основе партнерства. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», проводя опыты с магнитом, обследуя песок и глину, узнавая тайны воды, ветра, воздуха. Многие городские дети не имеют возможности видеть, как растут овощи, злаки. А наши дети могут, так как сами выращивают и ухаживают за растениями на своем огороде. Огород мы используем для экологического обучения.
Мы рассматриваем условия произрастания разных растений: кукурузы, пшеницы, тыквы, томатов, картофеля. Обозначаем их географическую родину, следим за развитием растений и их сезонными изменениями. Все наблюдения каждый ребенок заносит в свой дневник «Юный эколог». Успешность моей работы достигается путем тесного сотрудничества с родителями через разные формы и методы работы. Они не просто наблюдатели, а являются участниками всей моей деятельности. Родители активно участвуют в формировании разнообразных коллекций, в природоохранных акциях, оказывают помощь в приобретении оборудования для мини-лаборатории, в оформлении стенгазет, в создании библиотеки «умных» книг. Помогают шить костюмы, изготавливают атрибуты, макеты для проведения мероприятий. Совместно мы проводим для детей спортивные праздники, досуги, туристические слеты. Всей своей работой я доказываю родителям, что их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочу я, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. Результаты мониторинга показывают успешность такого взаимодействия с родителями. Моя группа – это моя семья. В ней есть дети разных национальностей из России и Ближнего Зарубежья.
Моя задача – помочь каждому ребенку войти в жизнь детского коллектива, не забывая родного языка и представленной в семье культуры. С представленными национальностями я знакомлю детей в разных видах деятельности, воспитывая в них толерантность и любознательность. «Познавший творчество – навсегда творец». Современное воспитание требует творческого мышления, нестандартного подхода к проведению занятий, праздников, досугов. Я всегда вместе с детьми, то в образе доктора Айболита, Лесовика, Карлсона. Я считаю, креативный воспитатель всегда способствует творческому развитию детей. Ежегодно дети участвуют в окружных конкурсах «Дорожная азбука», «Знай-ка!» и других.
Я являюсь наставником молодых специалистов, вхожу в творческую инициативную группу детского сада. Своим опытом делюсь с коллегами на педагогических советах, на открытых просмотрах, провожу мастер-классы, семинары-практикумы. Методические и практические рекомендации по экспериментальной деятельности детей воспитатели нашего детского сада используют в своей работе. Выбранная профессия заставляет меня все время двигаться вперед, искать и находить что-то новое, развивать свои творческие способности. Ведь это так важно – ощущать, что твои труды не пропадают даром, а неизменно дают хорошие результаты.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|