ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Солощук Ирина Борисовна - учитель-логопед первой квалификационной категории. БДОУ Д/ с № 1 «Родничок» комбинированного вида» г. Лосино-Петровский. Педагогический стаж – 18 лет. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
КОСВЕННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ДЕТЕЙ С ОНР
У детей с ОНР часто наблюдаются некоторые отставания в развитии двигательной сферы. Движения их неуклюжие, неловкие, дети плохо ориентируются в пространстве. Логопедическое воздействие в настоящее время осуществляется в двух видах: прямое и косвенное. Прямое логопедическое воздействие реализуется во время групповых и индивидуальных занятий, которые предусматривают развитие сенсорных функций, слухового внимания, ручной, пальчиковой, мимической артикуляционной моторики, фонематического восприятия, коррекции нарушений звукопроизношения, расширенного пассивного и активного словаря, формирование связной речи детей, совершенствование грамматического строя, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи. Параллельно развиваются интеллектуальные способности, формируется гармоничная личность.
Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему оречевления всех режимных моментов для ребенка и его близкого окружения. Особая роль в комплексе коррекционных мероприятий отводится развитию двигательных функций, так как по данным ряда авторов (Макарова, Мастюкова, Филичева, 1990) ранняя стимуляция моторного развития, коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы. Большое значение имеют игры с пением и музыкальным сопровождением. Поэтому важным разделом логопедической работы является логопедическая ритмика, которая представляет собой систему музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, и способствует перевоспитанию личности ребенка, его социальной адаптации.
Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей с ОНР мы рекомендуем использовать музицирование (вокальное и инструментальное), речедвигательные упражнения (дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковую гимнастику, речевые игры и ролевые стихи), танцевально-ритмические игры и упражнения (игрогимнастику, игроритмику), эмоционально-волевой тренинг, креативный тренинг. Логоритмика, несмотря на свою организованную систему, является дополнением к логопедическим занятиям и проводится как в специально отведенное для нее время, так и в русле занятия логопеда, и отчасти – воспитателя.
Я использую следующие средства логоритмики: – упражнения и игры на развитие мимики лица и орального праксиса, слухового внимания и памяти, для развития ориентировки в пространстве и чувства ритма, для развития подражательности; – творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры, творческие этюды для развития волевых качеств, активности, самостоятельности, инициативы; – упражнения, подвижные игры с правилами для развития общей моторики, моторики рук, кисти, пальцев; упражнения и игры с пением, хороводы, игры-драматизации с музыкальным сопровождением для развития просодики речи; – упражнения и игры, этюды для развития воображения, творческих способностей, музыкальной памяти и музыкального творчества; – инсценировки, развлечения, выступления. Основным принципом построения логоритмических занятий является тесная связь слова, движения и музыки. Для достижения наибольшей результативности при проведении занятий необходимо следующее: – тесный контакт логопеда и воспитателя, – знание особенностей детей с различной речевой патологией, – знание психомоторного и речевого уровня развития каждого ребенка, – знание характерных особенностей, типа нервной деятельности и поведения каждого ребенка.
В дошкольном возрасте закладываются основы для творческих проявлений детей. Есть немало песен, яркой изобразительной музыки, хоров, которые дают детям возможность действовать творчески. Мы предлагаем им разнообразные творческие задания, со временем усложняющиеся. Например, сначала дети передают в движении характерные особенности персонажа, опираясь на приобретенные в процессе знаний навыки, а также свой личный, хотя и небольшой опыт. Сочетание музыки, движения и слова находит свое отражение в образных упражнениях и музыкальных играх. Образные упражнения и музыкальные игры являются наиболее интересными для детей видами деятельности.
Они создают широкую возможность для развития художественно-творческих способностей у детей – проявления фантазии, выдумки, активности, инициативы. Обучение двигательным навыкам проводится в увлекательной форме. Дети изображают отдельных персонажей – сказочных или реальных, отражают в соответствующих движениях повадки животных, птиц, а также трудовую деятельность людей и т.д.
Элемент драматизации заставляет детей перевоплощаться, находить характерные движения, жесты, мимику, интонацию. В некоторых играх присутствует элемент соревнования (кто скорее, лучше, более четко выполнит то или иное задание, кто явится более ловким и т.д.). В образных упражнениях и играх сохраняется основной принцип логоритмики: все движения должны быть органически связаны с музыкой и речью.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|