ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Сычева Татьяна Владимировна – заместитель директора МБОУ ДОД ДЮЦ г.о. Щербинка, Москва. Высшая квалификационная категория. Педагогический стаж – 17 лет. Награждена грамотой Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия за вклад в области духовно-нравственного просвещения и образования, грамотой Главы г.о. Шербинка, Благодарственным письмом Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета. Автор Интернет-журнала "Талантливый педагог".
ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД В ПЛАНИРОВАНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Современная социокультурная ситуация показывает, что традиционная теория воспитания не может в полной мере оказать помощь молодым людям, их родителям, воспитателям в поиске смысла жизни и решении обострившихся проблем личностного, культурного, нравственного и профессионального самоопределения. Необходима корректировка ценностных ориентации подрастающего поколения, приведение их в соответствие с тенденциями глобализации, интеграции и дифференциации образовательных систем, общими гуманистическими идеалами и национальными культурными традициями; разработка концептуальных основ современного воспитания с учетом новых социокультурных и педагогических реалий; проектирование модели эффективного управления социально ориентированным воспитательным пространством на всех уровнях.
В настоящее время в Российской Федерации идет становление новой системы образования и воспитания, сравнимой с мировой педагогической практикой, рассчитанной на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходит смена авторитарной образовательной парадигмы, что, в свою очередь, предполагает новое содержание воспитания, другие подходы и отношения, иной педагогический менталитет. Особенностями современного воспитательного процесса являются постановка личности ребенка в центр всей воспитательной системы, формирование общечеловеческих ценностей, новый качественный уровень его организации, четкая структурированность, системность и технологичность его компонентов; анализ воспитательных воздействий через призму воспитательной системы.
Система дополнительного образования призвана обеспечить эффективное использование человеческих, информационных, материальных ресурсов в деле воспитания подрастающего поколения. Следовательно, возникает необходимость в разработке инновационных подходов к созданию воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей на основе социально ориентированных проектов. В настоящее время любая деятельность характеризуется наличием своего программного обеспечения. Для воспитательного процесса нового времени также характерен программный подход. На государственном уровне к данному моменту создан ряд нормативных документов.
Так, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (от 29.12.01 г. № 1756-р) сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у воспитанников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В свою очередь, образовательные учреждения различных типов в настоящее время создают свои собственные программы, где один из разделов посвящен проблеме совершенствования системы воспитательной работы.
Создание программного обеспечения в воспитательном процессе – это требование времени. Программа – это содержание деятельности по достижению цели, то, чем наполнена совокупность самой разнообразной деятельности субъекта, идущего к цели. Работа без программы бессодержательна, и педагог может лишь интуитивно выйти в ходе совместной деятельности с детьми на решение своих воспитательных задач. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.
Программа направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Конечным результатом реализации Программы должны стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в стране, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе, укрепление экономической стабильности государства, повышение международного авторитета России. Одной из главных задач современного общества является воспитание всесторонне развитой личности, что требует усилий, направленных на создание социальных условий и реализацию новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования. Для этого необходимо совершенствование системы общественного воспитания, преодоления его традиционных форм.
Без специально организованного процесса, направленного на систему ценностей и установок детей разного возраста, невозможно формирование подлинно культурной личности, способной активно приспосабливаться к требованиям постоянно ускоряющегося социального процесса. Система дополнительного образования в современном педагогическом пространстве является одним из ведущих факторов воспитания растущего поколения. Сфера дополнительного образования самая благоприятная в реализации задач духовно-нравственного, интеллектуального, эстетического развития детей. Рассмотрим организацию воспитания на примере Детско-юношеского центра административного образования Щербинка (Москва), где педагогический коллектив в ходе своей работы строит воспитательную модель на основе педагогической поддержки саморазвития ребенка. Воспитательная программа Детско-юношеского центра носит название «Выбор» и позволяет каждому воспитаннику право выбора форм образования и сотрудничества, времени образования, условий образования, направления творческой деятельности, организации досуга. Содержание воспитательной деятельности Детско-юношеского центра строится с учетом запросов и интересов детей и родителей, то есть имеет четкую социальную направленность.
Цель программы – всесторонняя поддержка ребенка в развитии его способностей, духовных сил, в рамках норм и правил культуры родного края, при сохранении свободного выбора своего жизненного пути. «Воспитывающая среда» в Центре комфортная, доброжелательная, развивающая, располагающая к свободному общению. Действие программы «Выбор» рассчитано на общение с воспитанниками как в период учебного года, так и в каникулы. Одним из условий, обеспечивающих успех воспитательной программы «Выбор», признается наличие в нем специалистов по различным направлениям. В этот состав входят: педагог-организатор, педагог-психолог, методист, заведующий научно-методическим отделам, информационная служба. В процессе реализации программы предполагается привлечение социальных работников, консультантов по различным профилям и направлениям образовательной деятельности Центра. Конечным результатом всей воспитательной работы является идеальная модель воспитанника. Она представляет собой личность с развитым потенциалом, раскрывающимся в творчестве, обладающей готовностью к самоопределению и профессиональной самореализации.
Программа реализуется по следующим направлениям деятельности:
– образовательное;
– социально-педагогическое;
– спортивно-оздоровительное;
– культурно-досуговое.
Каждое направление деятельности – это относительно самостоятельная подсистема, имеющая свое материально-техническое, кадровое, методическое, финансовое, нормативно-правовое и прочее обеспечение, свою подпрограмму организации деятельности. Для претворения в жизнь воспитательной программы работают подпрограммы «Подросток», «Лето – каникулы», «Моя семья», досуговая программа «Наследие», дополнительные образовательные программы по различным направленностям. Реализация целей и задач каждой из программ и подпрограмм осуществляется как в форме практических обучающих занятий, так и в различных досуговых формах работы с детьми, во всех программах реализуется единая стратегия работы всего учреждения. Например, в рамках подпрограммы «Подросток» Центр проводит профилактическую работу, участвуя в работе городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и интересов, в образовательных учреждениях города с различными мероприятиями: «Стоп, наркотики», «Факторы риска», «Нет – вредным привычкам», «Марафон – здоровый образ жизни», волонтерские выступления «Модно быть здоровым». Подпрограмма «Лето – каникулы» предназначена для детей и подростков 7-15 лет.
Детям предлагается различная кружковая и спортивная работа, экскурсии. В подпрограмму «Моя семья» органично вписывается направление «Школа родительской любви», где освещается тематика по семейному воспитанию, социальной защищенности, правовым вопросам и др. Резюмируя все вышесказанное, можно утверждать, что программный подход в планировании воспитательной деятельности учреждения дополнительного образования детей доказал свое право на существование. К числу положительных результатов программы «Выбор» можно отнести ее социальную значимость, так как приобретенный и накопленный детьми положительный опыт и элементы творчества находят свое применение в разных сферах их жизнедеятельности.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|