ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Аксенова Елена Альбертовна – воспитатель МБДОУ ЦРР д\с № 1 «Солнышко» г. Долгопрудный Московской области. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
Лычагина Татьяна Юрьевна – старший воспитатель МБДОУ ЦРР д\с № 1 «Солнышко» г. Долгопрудный Московской области. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
Катерова Татьяна Юрьевна – учитель-логопед МБДОУ ЦРР д\с № 1 «Солнышко» г. Долгопрудный Московской области. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
Удальцова Инна Николаевна – старший воспитатель АОУ д\с № 24 «Березка» г. Долгопрудный Московской области. Высшая квалификационная категория. Стаж работы – более 20 лет. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
В ГОСТЯХ У С.Я. МАРШАКА
литературная викторина для детей подготовительной группы непосредственная образовательная деятельность направление: познавательно-речевое
Программное содержание: развивать речь, мышление, способствовать проявлению творческой инициативы; учить детей работать в мини-группах; развивать интерес к художественной литературе; закреплять знания детей о творчестве С.Я. Маршака. Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Предварительная работа: чтение стихов, загадок и сказок С.Я. Маршака; знакомство с изображением героев произведений в изобразительной деятельности; беседы с детьми о биографии автора; организация театрализованных игр по произведениям автора; организация сюжетно-ролевой игры «Зоопарк», изготовление эмблем команд. Работа с родителями: привлечение родителей к изготовлению поделок по произведениям С.Я. Маршака.
Материал и оборудование: портрет С.Я. Маршака, набор животных, мяч, подснежники, музыкальное сопровождение, фишки, подборка художественных произведений, детские тематические рисунки, грамоты, памятные подарки, эмблемы, поделки детей, четыре стола.
Примечание: занятие разработано в соответствии с СанПин с учетом здоровьесберегающих технологий.
Х О Д М Е Р О П Р И Я Т И Я
В празднично оформленный зал под музыкальное сопровождение входят дети. Рассматривают портрет писателя, выставку книг и поделок детей по произведениям С.Я.Маршака.
В о с п и т а т е л ь. Дети, сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о самом любимом детском писателе – Самуиле Яковлевиче Маршаке. В этом году исполнилось 125 лет со дня его рождения. Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Для всех он находил время, внимание и ласку. Будущий поэт рано полюбил стихи, сочинять их он начал еще до того, как научился писать. Творчество С.Я. Маршака разнообразно: он писал стихи, песни, загадки, сказки, переводил произведения зарубежных писателей на русский язык. Его стихи, сказки приносят радость всем. Не только вы, дети, но и ваши родители, бабушки и дедушки не представляют своего детства без сказочных героев С.Я. Маршака. А сейчас я предлагаю вам послушать, как свои произведения читал сам автор. (Звучит голос С.Я.Маршака в грамзаписи). Сейчас мы разделимся на четыре команды и проведем литературную викторину. (Дети рассаживаются за столы по 5-6 человек, выбирают капитанов, придумывают названия команд в соответствии с изготовленными заранее эмблемами). Дети, мы получили очень много писем из разных концов сказочной страны. Как оказалось, герои разных сказок знают друг о друге. Наверное, они, как и вы, тоже любят слушать сказки. Они придумали много трудных вопросов и хотят убедиться в том, как вы знаете творчество С.Я. Маршака. Ответ на вопрос обсуждается всей командой знатоков. За правильный ответ команда знатоков получает фишки, у какой команды фишек окажется больше, та и победила. (Вопросы задаются по очереди каждой команде. Викторина состоит из трех раундов, между которыми проводятся стихотворные паузы.)
1-й раунд.
Вопросы сказочных героев
Воспитатель зачитывает задания из письменных конвертов. 1.Деревня Простоквашино, кот Матроскин и пес Шарик Вопрос: Жила – была девочка. И был у нее… Серый, усатый, Весь полосатый. Кто это такой? (Д е т и: «Котенок»).
В о с п и т а т е л ь. Правильно! Котенок из произведения «Усатый- полосатый». 2. Африка, злой разбойник Бармалей Вопрос:
Пообедал он сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы…
…А зубастый крокодил
Чуть его не проглотил.
О ком спрашивает Бармалей, и как называется это произведение? (Д е т и: «Это воробей из произведения «Где обедал, воробей?»)
В о с п и т а т е л ь. Правильно!
Воробей обедал в зоопарке у зверей.
3. Северный полюс, медвежонок Умка Вопрос: Кому пела ночью мышка в норке? (Д е т и: «Глупому мышонку»).
В о с п и т а т е л ь. Правильно! «Пела ночью мышка в норке: – Спи, мышонок, замолчи! Дам тебе я хлебной корки И огарочек свечи». 4. Простоквашино, почтальон Печкин Вопрос: Что сдавала дама в багаж? (Д е т и: «Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку»).
5. Море, подводный дворец, Русалочка
Вопрос:
Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
(Д е т и: «Это он, это он, Ленинградский почтальон»).
В о с п и т а т е л ь. У него сегодня много
Писем в сумке на боку… …
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Все разнес по адресам.
6. Дом папы Карло, Буратино
Вопрос: Что надел человек с улицы Бассейной вместо шапки?
(Д е т и: «Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! Вместо шапки на ходу Он надел сковороду».
В о с п и т а т е л ь. Правильно! «Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки. Вот какой рассеянный С улицы Бассейной».
7. Солнечный город, доктор Пилюлькин Вопрос: Чей дом бежала заливать курица с ведром?
(Д е т и: «Кошкин дом»). 8. Поле чудес, лиса Алиса и кот Базилио Вопрос: Плывет, плывет кораблик, Кораблик золотой… А кто ведет кораблик? (Д е т и: «Ведет кораблик утка, Испытанный моряк. – Земля! – сказала утка. – Причаливайте! Кряк!»)
9. Изба, печь, Емеля Вопрос: Кто построил дом, в темном чулане которого хранится пшеница?
(Д е т и: «Вот дом, Который построил Джек. А это пшеница, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек»).
10. Дремучий лес, старый пень, Леший Вопрос: Кто сидел на стене? Кто свалился во сне? (Д е т и: «Шалтай-Болтай Сидел на стене. Шалтай-Болтай Свалился во сне»).
В о с п и т а т е л ь. Правильно! Молодцы! Следующее письмо.
11. Домик трех поросят, поросята Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф Вопрос: Что на дороге потеряли котятки?
(Д е т и: «Потеряли котятки на дороге перчатки И в слезах прибежали домой. – Мама, мама, прости, Мы не можем найти, Мы не можем найти Перчатки!») 12. Дремучий лес, избушка на курьих ножках, Баба Яга Вопрос: На свете старушка Спокойно жила,.. …И был у старушки Породистый пес… Какой породы был у старушки пес? (Д е т и: «Пудель»).
1-я пауза. Дети читают стихотворения из цикла «Круглый год».
В о с п и т а т е л ь. Как я уже говорила, С.Я.Маршак писал не только сказки и стихи, но и сочинял загадки, отгадать которые придется нашим знатокам. Будьте внимательными, не забывайте про фишки, которые вы зарабатываете. 2-й раунд. Загадки «Что такое перед нами?»
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь).
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб. (Пила).
Всегда шагаем мы вдвоем
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Сапоги).
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч).
Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И наконец совсем исчез. (Отрывной календарь).
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас! (Часы).
В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать!
(Утюг).
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу. (Очки).
В о с п и т а т е л ь. Правильно! Молодцы! Вы все правильно отгадали. Дети, вместе с письмами, мы получили четыре посылки для каждой команды. Посылки не простые, в них лежат разные предметы, принадлежащие героям произведений С.Я. Маршака. Внимательно рассмотрите, что находится в посылке, и назовите произведения поэта, в которых встречаются эти вещи. 3-й раунд. «Чудесные посылки» 1-я посылка – набор диких животных. Ответ детей: произведение «Детки в клетке». Пауза: чтение отрывков стихотворений из серии «Детки в клетке». 2-я посылка – игрушки: мышонок, кошка. Ответ детей: произведение «Сказка о глупом мышонке». 3 посылка – букет подснежников. Ответ детей: произведение «Двенадцать месяцев». 4 посылка – мяч. Ответ детей: произведение «Мяч». Пауза: чтение стихотворения «Мяч».
В о с п и т а т е л ь. Молодцы! Трудно представить жизнь Маршака без детей, а нам – без его книг. С.Я. Маршака называли «Детским праздником», он, как никто другой, знал, что детям необходимы радость, веселье, смех и умел дарить их с великой щедростью. Дети, не забывайте произведения С.Я. Маршака, они принесут вам огромную радость! А сейчас мы подсчитаем фишки каждой команды и определим победителя! (Определяется победитель, проводится награждение команд Почетными грамотами, памятными подарками, каждый из знатоков получает медали с надписями: «самый сообразительный», «самый находчивый», «самый догадливый», «самый умный».)
Используемая литература:
Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. Стихотворения. В начале жизни. Страницы воспоминаний / Предисл.: В.Смирновой; Коммент. Ю. Кондратьевой. Рис. В.Лебедева, В. Фаворского, А. Билль, Г. Филипповского. – М.: Дет. лит., 1987. – 639 с.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|