ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Вараксина Ольга Сергеевна – воспитатель дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 1940 (дошкольное отделение). Москва, Зеленоградский АО. Педагог высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ, дипломант конкурса «Воспитатель года» (2010), Ветеран труда. Автор Интернет-журнала «Талантливый педагог».
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
из опыта работы воспитателя
Природа наделяет детей разными врожденными задатками. Кому-то от природы дано рисовать, другим – петь или танцевать, а третьим сочинять стихи. Превратить задатки ребенка в способности и устойчивые умения можно, если развивать его врожденные качества. Детей абсолютно бесталанных не бывает, просто у одних те или иные качества развиты в большей степени, а у других – в меньшей. В любом ребенке можно развить талант, если уделять ему должное внимание. Мой опыт по формированию интонационной выразительности речи дошкольников заключается в многогранной работе в этом направлении и включает несколько путей, дающих плодотворный результат.
Развитием интонационной выразительности речи с дошкольниками можно заниматься как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе. Решая задачи таких образовательных областей, как «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», я активно использую упражнения, которые учат правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, совершенствовать дикцию, формировать умения менять силу и высоту голоса, темп речи в соответствии с конкретными условиями речевого общения. Следует отметить, что добиться положительных результатов можно лишь тогда, когда взрослый сам интонационно выразителен. Если воспитатель зажат, эмоционально скуп, монотонен, то ничего не получится и у детей. Ни для кого не секрет, что одно и то же слово или фразу можно произнести по-разному: утвердительно, вопросительно, грустно, радостно, восторженно, удивленно, зло, разочарованно и т. д. Дети с удовольствием это делают, подключая свое воображение и подходящие эмоции, мимику и даже жесты!
При интонационной отработке предложений, диалогов, потешек, чистоговорок, а также при разучивании стихотворений мы упражняемся в изменении громкости, силы голоса, темпа речи. Для этого заучиваемую фразу проговариваем разными способами: тихо, громко, шепотом, обычным голосом, одними губами, не произнося ни единого звука, или как бы промаршировываем. Текстовку, над которой работаем, произносим то речитативом, то нараспев. Такие приемы очень нравятся детям и дают хорошие результаты. Читая произведения художественной литературы, как воспитатель, я это делаю максимально выразительно, меняя тембр голоса в зависимости от речи автора, хода диалогов и разнообразия характерных героев – участников этих диалогов.
Тогда и в играх-драматизациях дети, копируя взрослого, стараются передавать определенные интонации. Что касается работы с детьми вне образовательной деятельности, то здесь тоже существует множество приемов, способствующих развитию их творческих способностей. Ребята с радостью идут на контакт со взрослым, когда начинается подготовка к утренникам, досуговым мероприятиям, конкурсам. Они все в душе артисты! Все детские роли, слова к выступлениям, стихотворения обязательно сначала читаются в группе, разбирается их содержание, смысл непонятных слов и выражений, а потом только заучиваются тексты. Занимаемся этим в любое свободное время, в том числе и на прогулке. Причем взрослый при этом действе излучает радость, всем своим видом показывая, что ребенок декламирует замечательно, ведь надо развить в нем чувство уверенности в себе, помочь победить робость, что даст возможность ребенку раскрыться и читать эмоционально!
И только когда слова, которые рассказывает ребенок, будут интонационно проработаны, можно дать их родителям для закрепления дома. Легче учить выразительному чтению, чем переучивать! Велика роль похвалы в развитии интонационной выразительности речи. Даже если у ребенка поначалу не получается говорить с выражением, все равно взрослый с улыбкой и восторгом, глядя прямо ему в глаза, держа за руку, должен сначала сказать, какой он молодец, а потом только направить усилия в нужное русло! («Давай попробуем громче!» или «Давай будем выделять голосом такие-то слова», или « Нам с тобой еще надо поработать над…»). Полностью проявить себя, не бояться быть выразительными детям помогает отсутствие страха перед взрослым. Надо отметить, что с приходом ответственного момента или выступления важно правильно настроить ребят. В такие моменты мы с детьми действуем, как заговорщики (в хорошем смысле этого слова), как сотрудники, договариваясь о том, что они теперь – не просто дети, а настоящие артисты.
А артистам никогда не стыдно и не боязно выступать перед зрителями хорошо, стыдно выступать плохо. И такие приемы срабатывают! Дети всегда эмоционально выразительны! И в заключение хочется подвести небольшой итог.
На развитие интонационной выразительности речи детей влияют:
– упражнения и игры, используемые во время непосредственной образовательной деятельности; – личная эмоциональность воспитателя;
– использование возможности для разучивания ролей, стихотворений в группе;
– одобрение, поддержка со стороны взрослого;
– создание обстановки заинтересованности в успешном декламировании.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|