ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ТАЛАНТЛИВЫЙ ПЕДАГОГ" № 3 (2012)
Захарова Лариса Борисовна - учитель-логопед ГБОУ №1817. Воспитатель высшей категории. Педагогический стаж 20 лет. Награждена почетной грамотой Министерства Образования и науки Российской Федерации, автор Интернет-журнала "Талантливый педагог"
Учимся говорить правильно
(для родителей и воспитателей семейных детских садов)
Период дошкольного детства очень важен для ребенка. Большая ответственность лежит на родителях. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных людей. Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового речевого аппарата. Некоторые родители считают, что звукопроизношение у ребенка развивается произвольно, и он самостоятельно, постепенно овладеет правильным произношением звуков, слов. На самом деле взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, т.к. речевые недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются труднее и не позволяют ребенку полноценно развиваться. Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то, следовательно, он не правильно выговаривает слова, строит предложения.
Отсюда могут возникнуть трудности в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, проблемы при обучении в школе. Работать над произносительной стороной речи ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста. Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью. Этому, как ничто другое способствует непосредственное с ним общение на языке песенок, потешек, колыбельных и уговорчиков. Современная тенденция заменять мамино пение магнитофонными записями популярной музыки не стимулирует восприятие ребенком мелодики и лексики родного языка.
Речь матери должна быть разборчивой, неспешной, ласковой.
Как у нашего кота Шубка очень хороша,
Как у котика усы Удивительной красы,
Глаза смелые, Зубки белые.
Еще в начале прошлого века К.Чуковский отмечал в своих работах, что всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам.
«Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее тяготеет к рифме…» Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребенка. Это влечение автор высказывания объяснил влиянием речи и движения матери, которая укачивает грудного ребенка и напевает ему колыбельные песни. Вот и люди спят, Вот и звери спят. Птицы спят на веточках, Лисы спят на горочках, Зайки спят на травушке, Утки на муравушке, Детки все по люлечкам… Спят - поспят, Всему миру спать велят . Малыш лучше всего воспринимает мелодичные гласные звуки, произносимые нараспев. Важно, чтобы малыш видел вашу мимику, движения губ. Особенно тщательно произносите звуки о, и, е. Именно их впоследствии дети проговаривают нечетко, иногда заменяя на другие звуки – у, э. Из-за этого в школе они пишут слова с буквами о, и, у, е, э с ошибками. На лошадке ехали, В огород заехали. Гоп, гоп, гоп Гоп, гоп, гоп! На машине ехали, До угла доехали. Би - би - би! Би - би - би! Паровозом ехали, До горы доехали. Ту - ту - ту! Ту - ту - ту! Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок старается приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребенка людей была чистой и правильной, могла стать образцом для подражания. Помните, в общении с ребенком, особенно в раннем возрасте, недопустимо искажать слова и сюсюкать. Как только ребенок освоит хождение, учите ритмичным движениям, которые способствуют развитию слуха, а значит и речи.
У медведя дом большой: Ой-ой-ой! (говорим низким голосом, поднимаем руки вверх) А у зайки маленький: Ай-ай-ай! (говорим тонким голосом, приседаем на корточки) Мишка наш пошел домой: Ой-ой-ой! (говорим низким голосом, идем вразвалку) Да и крошка заинька: Ай-ай-ай! (говорим тонким голосом, прижав, прыгаем на двух ногах). Привлекайте слуховое внимание малыша и к звукам окружающего мира: к звукам природы, к звукам, которые издают животные и птицы, разные предметы, звучащие игрушки. Большое значение для правильного развития речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое является основой голосообразования и формирования речевых звуков.
Для развития голоса и выдоха можно использовать следующие игровые упражнения: «надуем шарик», «сдуем одуванчик», «задуем свечку», «нюхаем цветы». Очень полезно надувать мыльные пузыри, особенно если воздушную струю выдувать медленно, чтобы получился один большой пузырь. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи. Маленькие вагончики поехали — у-у-у-у-у» — тоненьким голосом; Большие вагончики поехали — у-у-у-у» — низким голосом; Лошади медленно идут — и-и-и-и» — отрывисто; Побежали лошадки — и-и-и-и-и-и» — протяжно; Дети потерялись в лесу — «ау, ау, ау, ау» — то громко, то тихо. Чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое произнесение им слов, необходимо развивать речевой аппарат. Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда гулит, лепечет, глотает, жует. Замечено, что те дети, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами. С целью укрепления мышц речевого аппарата в домашних условиях, например, во время еды попросить ребенка облизать ложку, постепенно увеличивая расстояние между ним и ложкой (естественно, в разумных пределах), вылизать блюдце, а еще лучше пиалу, показать, как кошка лакает языком молоко.
Оказался ребенок у зеркала — хороший повод погримасничать: мы — клоуны и будем корчить смешные и страшные рожицы. Поиграли в лошадок — поцокали язычком, поиграли в слона — вытянули губы вперед как хобот, поиграли в тигра — показали все зубы в оскале. Во время умывания ребенка учите полоскать рот водой с сомкнутыми губами, выпускать тонкую струйку воды через плотно сомкнутые губы, язычком проверять, чисто ли вычищены зубы и др. В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственное мышление, внимание, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму. (Загибать пальцы можно при помощи второй руки). Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик—бабушка, Этот пальчик—папочка, Этот пальчик—мамочка, Этот пальчик—я, Вот и вся моя семья! Но играя с ребенком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, не забывайте об эмоциональной окраске того, что вы говорите. Меняйте тембр и скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело, и выразительно. Главное, что бы он вызывал эмоциональный отклик и у мамы, и у малыша. ( Изображаем ёжика: пальцы собраны «в замок» и выпрямлены). Ёжик маленький замерз, И в клубок свернулся. (прижимаем пальцы — убираем «иголки») Солнце ёжика согрело — Ёжик развернулся! (выпрямляем пальцы — показываем «колючки») Игру можно повторить несколько раз. Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка. Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей его нервной деятельности.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. Абрамова Л.П. Бушки-барашки. Пальчиковые игры. —М.: Карапуз, 2003.
2. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому интересно. – М.: Айрис-пресс, 2004.
3. Дурова Н.В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников. Книга для воспитателей и родителей. – М.: Школьная Пресса, 2010. 4. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1.5 – 3 лет./ Елена Янушко. – Москва: Теревинф, 2007.
5. Новиковская А.Н. 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи. АСТ, Сова, Харвест, 2008.
6. Развивающие игры с малышами до трех лет: Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. ГалановаТ.В. —Ярославль: Академия развития, 2002.
7. Сборник русских народных потешек, прибауток, закличек, игровых песенок/ Сост. И.Остапенко. – Пермь:Пермская книга, 1993.
Все права защищены. Никакая часть данной статьи не может быть перепечатана без ссылки на данный ресурс А Вы хотите стать нашим автором? Тогда напишите нам по адресу ia200938@narod.ru
|